Одной из визитных карточек Львова является Оперный театр, который чрезвычайно часто возникает на открытках и фотографиях. Сейчас сложно представить, что Львовский национальный театр оперы и балета им. Соломии Крушельницкой, мог бы находиться в другом месте. Об этом сообщает "Фотографии Старого Льва".
Начало этой истории следует искать в 1892г. и временном прекращении существования театра Скарбека (современный им. Марии Заньковецкой). Собственно тогда закончился срок действия привилегии графа Станислава Скарбека на содержание здания, а организованная городским советом комиссия решила, что он был в непригодном для использования состоянии (также театр начинали финансировать исключительно из бюджета города, конечно, никого не удовлетворяло). Так и зародилась идея о построении нового Городского театра.
Главный вопрос - выбор площадки для строительства. Был создан Технический комитет, который должен был заниматься всеми делами, связанными с возведением нового театра. С самого его основания было подано полтора десятка проектов, однако только 9 из них заслуживали более детального рассмотрения (основным критерием было финансовый вопрос). Лучшие из них передавали на рассмотрение конкурсной комиссии, которая заседала в Лейпциге и рассматривала проекты по номерам, а не по фамилиям зодчих.
Основными местами, выбранными для застройки, были: ул. Торговая (пл. Голуховского), парк им. И.Франко (Иезуитский сад), пл. Каструм ( "Вернисаж") и Губернаторские валы.
Проект на Гетманских валах был одним из самых затратных. Он предусматривал понижение уровня ул. Курковой от казарм до военного склада на уровень от 0,5 до 1,2 м, благоустройство стоков, расположенных ниже костела кармелитов и дворца архиепископа.
Этот проект так и остался нереализованным из-за слишком большой перемены ландшафта и разрушение многих тогдашних сооружений.
Скандальным проектом однозначно можно назвать то, что касалось здания на месте городского сада (тогдашний Иезуитский сад). С выбором территории для театра медлили в течение трех лет - и дальше тянуть уже было некуда. Краевое правительство призвало городские власти вести переговоры на основе парламентского разрешения о мерах и субсидии, с которыми страна будет способствовать расходам на строительство (с требованием представить место, где будет стоять театр, и общего плана, с которого можно было иметь представление о размере расходов).
И именно здесь начинается активная агитация в поддержку построения театра в городском саду. Однако этот проект был отвергнут в результате неблагосклонного отношение к нему местных жителей - люди не желали видеть у себя под окнами маленький скверик вместо пышного парка. Соответственно, на Совете города данный проект так и не получил большинства голосов.
После этого перешли к просмотру других проектов - на площадях Голуховского и Каструм. Они должны были удовлетворить город, позволив как можно больше сэкономить на расходах, связанных с закупкой участки под застройку.
В результате приняли компромиссное решение - участок на площади Голуховского не было минусов предыдущего проекта, также она позволяла создать гармоничное сочетание с площадью Каструм, зданиями музея и промышленной школы, которые имели вскоре появиться в стороне. Единственное, что настораживало комитет - как быть с руслом Полтвы.
Зал запланированного театра должен был иметь тысячу сидячих мест и двести-триста стоячих - но при условии, что эти места будут только на двух верхних этажах. Ложе должны быть на первом и втором этажах. Отдельно оговорено наличие ложе для почетных гостей с входным салоном и отдельными входом. На каждом этаже против сцены посередине между ложами должны быть сидячие места, расположенные амфитеатром.
Вестибюль должен быть большим, с отдельными входами для зрителей, которые будут приходить пешком и проезжать экипажами. Просторное фойе на первом этаже будет сопряжено с буфетами - отдельно на холодные закуски и горячие. Сцена должна иметь размеры и снаряжения, подходящие для драматических спектаклей и оперных постановок. Должно быть достаточно гардеробных для артистов - женские и мужские отдельно. Также должны быть гардеробы и кльозеты для публики на каждом этаже, большие залы для репетиций и рисования декораций.
Должны быть две комнаты для бюро дирекции в прихожей, рядом комната для секретаря, библиотека и большая комната для артистов, отдельные комнаты для врача и комиссара полиции. Также следует оборудовать помещения для электрооборудования, искусственной вентиляции, обогрева здания и водопровода, а также жилье для заведующего здания из трех комнат, прихожей, кухни и спижаркы. Не забыли и о жилье для машиниста и двух сторожей.
В 1895 г. объявлен конкурс на лучший проект театрального здания - и в нем победил советник строительства, директор Промышленной школы Зигмунт Горголевский. Фирма Ивана Левинского начала строительные работы в середине 1897, а закончил их и отдала городу в эксплуатацию театральный дом на 2000 зрителей в октябре 1900 г.
Построение Большого театра, одной из самых красивых сооружений города, стоила 2.500.000 крон.




















Комментарии