1 сентября 1923 року о 11-58 по местному времени на юге региона Канто в Восточной Японии произошло землетрясение силой 7,9 балла. По масштабу разрушений и количеству пострадавших это землетрясение является самым разрушительным за всю историю Японии.
Эпицентр землетрясения находился в 90 км на Юго-Запад от Токио в заливе Сагами. Всего за двое суток произошло 346 подземных толчков, которые принесли самые большие разрушения провинции Канто. В Токио с первых же толчков было уничтожено до 15% жилых домов. Разрушенные водные сети не давали возможности тушить пожары, охватившие город из-за сильного ветра, и еще 30% зданий города сгорела до тла. От удушья, угарного газа и высокой температуры, иногда поднималась до 46°C, люди гибли даже на открытых площадях, где они пытались найти спасение. В Йокогаме от землетрясения пострадали 20% жилых домов и еще 50% были уничтожены пожарами. Кроме Токио и Йокогамы, практически полностью были разрушены 9 крупных городов в восьми префектурах.
По официальным подсчетам от разрушений, пожаров и цунами погибло 91344 человека, пропало без вести 13 275 человек, тяжелые ранения получили 16 514 человека, легкие ранения - 35 560 человек. Всего пострадало около 3,4 миллиона человек, несколько тысяч из них (в основном корейцев и китайцев) погибли во время погромов. Было разрушено землетрясением или сгорело около полумиллиона зданий и 360 мостов. Общие потери были гигантскими - они в раза превышали годовой бюджет Японии.
Чтобы бороться с последствиями стихии в Японии было объявлено чрезвычайное положение и мобилизация. Правительство отменило ввозные пошлины на рис, налоги на товары первой необходимости и строительные матриалы и ввело 30-дневный мораторий на уплату долгов и процентов по кредитам. Большон землетрясение пришлось на период экономического упадка и выдача правительством материальной помощи пострадавшим в виде льготных кредитов и неспособность граждан вернуть государству долги вызвали инфляцию и экономический кризис, который охватил Японию в 1927 году.
Это привело к пересмотру внутренней и внешней политики Японии, которая начала терять авторитет на международной арене. В стране усилились националистические настроении, упал интерес к процессам демократизации, получили распространение попытки интерпретировать катастрофу как акт божественного наказания и шанс возродить страну на новой, чисто японской, системе ценностей, это способствовало замкнутости страны и проведения политики изоляционизма.
Комментарии