Гостей во Львове было в избытке всегда: от дипломата и авантюриста Джакомо Казановы до композитора Ференца Листа, от Папы Римского Иоанна Павла II до писателя Оноре де Бальзака; монархи, президенты, артисты, покорители космоса, революционеры. Уже тогда львовян тяжело было удивить, но, похоже одному из гостей это таки удалось…
Жарким июнем 1905 года во Львов с сыном, внуком и немаленькой свитой прибыл падишах, "Сын Солнца" - персидский монарх Музафар-эд-Дин. Остановка в городе Льва была этапом его довгого путешествия в столицу империи Габсбургов Вену.
Монарх прибыл на львовский вокзал собственным поездом. Высокую персону встречали наместник императора в Галиции граф Анджей Потоцкий и военный комендант города Фидлер. Персидский марш звучал не только на пероне и привокзальной площади, но и на тех улицах города, по-которым шах с кортежем ехал в гостинницу "Жорж". С городской цитадели салютовали из пушек. Улицы были заполнены людьми.
Владелец гостинницы господин Бжезицкий встретил Его Величество с пылающим факелом в руке и лично провёл в роскошные аппартаменты. Его супруга приветствовала шаха по-французски и вручила роскошный букет из белах лилий, гвоздик, белых и жёлтых роз, перевязаный бело-зелёной лентой. Цвета букета повторяли персидский флаг.
Сегодня это покажется выдумкой, но, монарх и его приближённые устроились с воистину восточным размахом – заняв 67 комнат. Лично для падишаха было изготовлено низкое и широкое ложе. Апартаменты для приёма пищи украсили в персидских и восточных мотивах. Вообще, вся гостинница, была на время превращена в восточный дворец – с пальмами, фонтанами, флагами. Вечером, в день прибытия, был накрыт стол на 50 персон, на раут были приглашены городские чиновники найвысшего ранга. До глубокой ночи толпа празднично одетых львовян ждала пока шах выйдет на балкон, и когда монарх явил таки милость присутствующие подкидывали головные уборы, громко приветствовали его и отдавали честь.
Городская пресса публиковала меню каждого обеда монарших персон, которые превращались в поистине в сказочное действо. Подавали форель из Закопаного, баранину по-персидски, цыплят по-польськи, судака, мясо сарны, паштеты, множество различных овощей и фруктов, печенья, сладостей. Торты подавали в виде железной дороги, красивой корзины с фруктами, повозки с орехами. На кухне работало 16 лучших поваров из французской Ривьеры и Кракова. Посуда была расписана вручную. Ложки для салатов и компота вырезаны из явора с багатой резьбой в закопанском стиле.
Падишах Музафар-эд-Дин осматривал Львов два дня. В парке на Высоком Замке его прогулку сопровождал военный оркестр. На территории современного Стрийского парка монарх посетил ежегодную промышленную выставку. Особое впечатление на падишаха произвела Рацлавицкая панорама, изображающая битву повстанцев Костюшка с российскими войсками в 1794 году. Монарх отдал приказ сфотографировать каждый уголок панорамы.
Однако, как это часто случается, и в ходе такого высочайшего визита не обошлось без конфуза. Роскошное пребывание шаха со свитой в "Жорже" обошлось гостям в 48 тысяч крон, сто лет тому назад это была стоимость 10-ти квартирного дома во Львове. Владельцу гостинницы предложили за проживание персидский орден "Руна и Солнца", найвысшую государственную награду . Господин Бжезицкий вежливо отказался и попросил высоких гостей рассчитаться наличными.




















Комментарии