Ексклюзивы
вторник, 04 августа 2009 18:24

У Марии Заньковецкой Лев Толстой выпросил красный платок

О маленькой Мане Адасовской — будущей актрисе Заньковецкой — рассказывали: как-то она за селом в поле увидела цыганский лагерь. Пробыла там целый день и пришла домой совсем голая, только на одной ноге чулок. Объяснила, что одежду раздала цыганским детям. А чулок оставила — так как негоже дворянской дочери ходить без ничего.

Эту историю профессор Дурилин рассказывает в книжке об актрисе, изданной в 1949-ом. А дальше комментирует: "В этом эпизоде из детских лет Марии Константиновны мы можем наблюдать в зародыше присущие ей, взрослой, особенности характера: смелость, безмерную доброту и щедрость, умение дружить с людьми разного достатка. Можно предположить, что впечатление от этой встречи с цыганами спустя многие годы помогло актрисе Заньковецкой при создании высокохудожественного образа цыганки Азы".

Эта книжка устаревшая, местами наивная. Но более полной биографии Заньковецкой не создано до сих пор. Хоть такие актрисы рождаются раз в столетие. О "Цыганке Азе" писали: это украинская Кармен, но без гениальной музыки Бизе. Впрочем, эту музыку замещает Заньковецкая. Среди европейских современниц ее сравнивали с француженкой Сарой Бернар. Это при том, что Саре Бернар был доступен весь мировой репертуар, а Заньковецкая выходила на сцену только в ролях украинских крестьянок — ничего другого в те времена нашему театру не позволяли. Потому-то российский критик Суворин как-то сказал: "Невозможно понять: г-жа Заньковецкая лишь малороссийская актриса — или актриса вообще?" Ее звали на российскую императорскую сцену, чтобы могла развернуться на всю глубину таланта. Но не захотела.

В конечном итоге, славы ей хватало. Лев Толстой, как мальчик, выпросил на память красный платок, в котором Заньковецкая играла Елену из пьесы "Глитай, або ж Павук". Чехов беспокоился, чтобы купить себе хутор поблизости Занек. Обещал написать пьесу, где бы для Заньковецкой была роль на   украинском языке. Чайковский прислал ей венок с надписью: "Бессмертной — от смертного". Побывать на ее спектаклях считали честью царь Александр ІІІ, гетман Павел Скоропадский и главный атаман Симон Петлюра.

Однажды сыграла свою смерть — загримировалась и легла в гроб

Ее будущий муж Николай Садовский вспоминал: когда впервые увидел Марию на сцене — перед глазами как будто открылась бездна. Хоть она не была красавицей и не имела слишком яркой артистической внешности. Даже Марко Кропивницкий сначала не разглядел Марию и взял ее в свою труппу только на эпизодическую, почти без слов, роль старой бабы Зачепихи. А как увидел на сцене — заплакал, снял бирюзовое кольцо и им обручил Марию с театром.

Заньковецкая с детства могла сыграть что угодно. Однажды сыграла свою смерть — перед приходом знакомого гимназиста загримировалась и легла в гроб. Кавалер лишился чувств от испуга. Впоследствии, чтобы проиллюстрировать состояние наивысшего душевного и телесного страдания, гримировалась под Иисуса Христа в терновом венке. Москвичи во время ее гастролей разбирали билеты со словами: "Ах, сегодня госпожа Заньковецкая плакать будет!"

Ее талант легким не был: часто после премьеры Заньковецкую охватывала такая депрессия, что она долго не хотела никого видеть, даже любимого мужа. А Садовский, импульсный и нетерпеливый, в такие периоды находил себе любовниц.

Из-за этого между ним и Марией не раз доходило до разрыва. Детей у них не было, но ее звал мамой Юра — внебрачный сын Садовского.

Окончательно она ушла от него в 1909-ом, когда у Садовского появилась новая симпатия — артистка Мария Малиш-Федорец. Заньковецкая не простила ему этого никогда. В 1933 году, когда гроб с телом Садовского несли по улице мимо ее дома, старая актриса провела процессию лишь взглядом из окна.

— Я тяжело виноват перед Марией, — сказал Садовский перед смертью.

Ей передали эти слова.

— Теперь можно и умирать, — сказала она.

Пережила его лишь на полтора года.

1854, 4 августа — Мария Заньковецкая родилась в селе Заньки под Нежином на Черниговщине в семье помещика Адасовского

1875 — выходит замуж за штабс-капитана Алексея Хлыстова. Через три года он возвращается с русско-турецкой войны, служит в Бендерах. Там Мария играет в любительских спектаклях с прапорщиком Николаем Тобилевичем (Садовским), тоже ветераном той войны. Он берет у Хлыстова офицерское слово отпустить Марию на профессиональную сцену

1882 — украинский театр, хоть и с ограничениями, позволили. Мария под псевдонимом Заньковецкая дебютирует в Елисаветграде (в настоящее время — Кировоград) в труппе Кропивницкого в роли Наталки Полтавки. Петра играет Садовский. Впоследствии расстается с Хлыстовым

1887 — гастроли труппы Кропивницкого в Петербурге. Успех такой, что впервые в истории провинциальная труппа смогла играть в императорском театре, в присутствии царя

1922 — получает звание народной артистки республики. Вскоре оставляет сцену

1934, 4 октября — умерла, похоронена на Байковом кладбище возле могилы Садовского

Сейчас вы читаете новость «У Марии Заньковецкой Лев Толстой выпросил красный платок». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть