Ексклюзивы
вторник, 20 ноября 2012 19:04

Спецтема: 81-я годовщина Голодомора 1932-1933 годов

Николай Рева написал письмо Сталину о Голодоморе

 

1 мая 1940-го 32-летний колхозник Николай Рева из села Хильковка Хорольского района Полтавщины написал письмо Иосифу Сталину о последствиях Голодомора в их селе. Реву выслали в Сибирь на шесть лет.

- Отец родился на хуторе Тарнавщина, недалеко отсюда. В семье было еще пять детей. Окончил два класса, потом бросил. Помогал своим на земле, - рассказывает сын бывшего репрессированного 81-летний Анатолий Рева. - У родителей нас было трое. Чтобы прокормить семью, папа ездил на заработки в Харьков и Хабаровск. До последнего не верил, что голод сделала власть. Поэтому написал обо всем Сталину. Адресовал просто: "Москва, Кремль, ЦК ВКП (б), лично Иосифу Виссарионовичу Сталину".

Письмо перехватили энкаведисты.

- В пять часов утра 27 мая постучали, - продолжает Анатолий Николаевич. - На пороге стоит участковый. Говорит: "Собирайся, поехали". Отец не сопротивлялся. Поцеловал мать и пошел. На телеге отвезли в милицию в Покровскую Багачку. Больше домой не вернулся.

9 октября 1940 года судебная коллегия по уголовным делам Полтавского областного суда осудила Николая Реву до шести лет заключения за антисоветскую пропаганду. 11 земляков засвидетельствовали против него. Большую часть срока Николай Антонович отбывал в Республике Коми.

- Он на лесоповале был, работал на хоздворе, - продолжает Анатолий Рева. – После окончания срока просился в Киргизстан, к двоюродному брату. В Украину не мог вернуться еще три года, запретили. Его и в Киргизстан не пустили. Сказали, это промышленный центр, а политзаключенных надо в глушь. Отправили в Волгоградскую область, Киквидский район, в село Углянка. Там отец сошелся с местной жительницей Марией. Общих детей у них не было, воспитывал ее. Имел пасеку, держали коз, из них стригли шерсть и вязали платки, носки на продажу. Столярничал в колхозе. В Украину так и не вернулся. У него была другая семья.

После ареста мужа жена Ялосовета Рева работала в колхозе.

- Так как отец враг народа, у нас не было никаких льгот, как например, у воевавших и работающих в тылу, - говорит Анатолий Николаевич. - Мы платили большой продуктовый налог. Одного мяса нужно было в заготконтору 40 килограммов в год сдать. А еще зерна, и яблок с грушами. Летом мы ели только вишни, их в налог не считали. Мать от труда умерла в 60 лет.

Анатолий несколько раз ездил к отцу в Россию. Тот приезжал в Украину в своё село, ходил на могилы родных. В 1965-м послал просьбу о пересмотре дела. В тот же год его реабилитировали.

- Дед был очень замкнутым, - говорит внука Николая Ревы Зинаида Яковенко, 44 года. - Ни слова не сказал о письме к Сталину. Мы узнали об этом лет пять тому, когда Ющенко поднял тему Голодомора.

Николай Рева умер 18 марта 1992 года, похоронен в России. Текст письма к Сталину хранится в архивах СБУ. Его напечатали в трудах исследователей Голодомора.

522

умерших от Голода жителей Чесновки Хмельникского района Винницкой области похоронены во рве за селом. На том месте стоит памятник "Скорбная мать" - черная статуя высотой почти 3,5 м. Женщина в длинной юбке, голова покрыта большим платком, горюющее лицо.

- Мы поставили этот памятник в 1995 году, разрешения ни у кого не спрашивали, - рассказывает бывший сельский председатель 73-летний Евгений Козюк. - Около 200 погибших - дети. Всюду в селе лежали труппы, которые свозили на подводе и сбрасывали в ров. Я собирал показания о Голоде 1932-1933 годов у тогда еще живых односельчан - Феликса Юркивского, Прасковьи Магерко, Анны Женой и Прасковьи Пасечник.

 

"О смертности в 1933-м сельсовет справки не дает"

"Дорогой Иосиф Виссарионович! Так как вы являетесь нашим другом, учителем и отцом, то у меня явилась смелая мысль написать вам всю правду. Не ту правду, которую пишут в газетах и которой вы пользуетесь… Потому что вы от нас далеко и про наше горе и страдание не знаете. Мы, колхозники, не живем, а существуем. И существуем только для работы для государства, но только не для себя. Такой тяжелой жизни Украина не знала в истории своей. Наш колхозный народ оборван, босый, и хуже всего — наш народ голоден. До каких пор это будет? Даже вы, правители, не говорите правду. В 1933 голодном году, когда люди ели кору из дерева, траву и даже своих детей, сотни тысяч людей умерли с голода — и все это на глазах коммунистов, которые ездили в машинах по нашим трупам, нагло хваля жизнь. Сами, конечно, были хорошей упитанности... Народ умирает из голоду не потому, что был неурожай, а потому, что у него хлеб был забран государством, и этот хлеб лежал на складах "Заготзерно", элеваторах, перегонялся на дурман-спирт.

... Когда народ голодный собирал зерна кукурузы возле склада "Заготзерно" на станции Хорол, его стреляли, как собак. Вызывали из города Хорол эскадрон конной милиции, которая с обнаженными шашками гнала нас, голодных. А хлеб в складах был. Было зерно, была мука, а люди умирали из голода. Значит, это было сделано все от государства умышленно, государство об этом знало. Потому что и в Москве немало наших земляков померло пухлых от голода, и во всех больших городах. В результате осталось много пустых сел и хуторов. Для оставшихся в живых детей создались приюты. В следующем, 1941 году, в нашей деревне пойдет в школу в первый класс только трое детей. Вот что наделали в 1933 году!

...За смертность в 1933-м сельсовет справки не дает, потому что за 50 лет не умерло столько людей, сколько в тот страшный год... Все это делалось на глазах коммунистов. А Вам, Иосиф Виссарионович, наверное, никто не сообщал.

...Написанное здесь, Иосиф Виссарионович, правда... Я думаю, что это письмо к Вам не допустят, а меня за такую "контрреволюцию" загонят к белым медведям, как какого бандита. Но прошу Вас, Иосиф Виссарионович, дать нам жизнь. И самое основное — хлеб...

Подписываюсь собственноручно

Рева Н."

 

Из 16 детей выжили трое

- В 1933-м мой отец работал в хозчасти НКВД в Виннице. Ежемесячно ему давали хороший паек. Поэтому голод не коснулся нашей семьи, - говорит винничанин 90-летний Михаил Климчук. Его левый глаз не открывается после инсульта, перенесенного в позапрошлом году. Говорит четко, на хорошем украинском языке.

Михаил Венедиктович - художник. Работал в балетной труппе театра им. Садовского. Во время войны был связным УПА. За это отсидел 16 лет - на Колыме, в Магадане. Вдовец, живет один в частном доме, детей у них с женой не было. Вторую половину хаты занимает жена младшего брата Елена.

В 4-этажном доме, где проживала семья Климчуков, все квартиры занимали работники НКВД.

- Если бы не учился и не выходил в город, не знал бы, что у нас голод. Потому что у соседей проблем с пищей не было. Говорили только, что год неурожайный, поэтому с хлебом трудно. К нам приезжали родственники из села в Винницком районе. Рассказывали тихонько родителям, что очень голодно, что отбирают последнее.

О Голодоморе узнал позже.

- Жена брата рассказывала о своих дядях и тетях. Ее мать родилась на Сумщине. Хутор Волков Тростянецкого района. В семье было 16 детей. Выжили трое - мальчик и две девочки. Самый старший, 19-летний, выжил, потому что уснул и проехал свою станцию, когда возвращался домой из Сум. Оказался в Казахстане. Там и остался. Когда ехал оттуда в Крым на отдых через 50 лет, из окна поезда узнал хутор. Вышел на ближайшей станции. Его мать была жива. Не успел открыть двери хаты, как она сказала: "Федя, это ты? А я же думала, что ты умер в голодовку".

В комнату заходит жена брата Елена Ивановна, 71 год.

- Слышала, Миша о моих рассказывал. В 1933-м у них корова сдохла. Дождь такой лил, что плотины порвало и все огороды заилило. Картофель сгнил. А потом остатки припасов продразвёрстка забирала. После войны у них опять сдохла корова, поэтому бабушка голосила: "Ой, Василёк, опять детишки умрут".

Татьяна ЩЕРБАТЮК

 

Сейчас вы читаете новость «Николай Рева написал письмо Сталину о Голодоморе». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

13

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть