вторник, 19 мая 2009 16:00

Львовский трамвай пустили в обход резиденции наместника

Автор: фото: Сулим Б. Феномен Краевой выставки в Галичине 1894 года. Львов, 2007
  Один из первых электрических трамваев во Львове, улица Святой Софии, 1894 год. Как и по всей Австро-Венгрии, в городе действовало левостороннее движение. Чтобы ехать в обратном направлении, водитель брал съемный  руль и переходил на противоположную сторон
Один из первых электрических трамваев во Львове, улица Святой Софии, 1894 год. Как и по всей Австро-Венгрии, в городе действовало левостороннее движение. Чтобы ехать в обратном направлении, водитель брал съемный руль и переходил на противоположную сторон

В полпервого ночи 12 мая 1894 года на центральные львовские улицы выехали два трамвая. Доехали к Венскому кафе и двинулись назад. Из-под колес и от провода периодически искрило. Проходя почту, один из трамваев потерял контакт с электрическим проводом. Его подцепили ко второму, и так оба вернулись в депо.

Это была первая, пробная, поездка электрического трамвая во Львове. Столица Галичины стала четвертым городом в Австро-Венгерской империи, где он появился. А на территории современной Украины электрический трамвай на то время ходил только в Киеве.

Собственно, этот транспорт ездил по Львову еще с 1880-го. Но вагоны тянули кони. Держать их было дорого, двигались они медленно, да и загрязняли город. Запуск электрического трамвая ускорила краевая выставка, которая должна была состояться в Стрыйском парке летом 1894-го. Ожидали гостей со всей Австро-Венгрии. Нужен был мобильный и недорогой транспорт. Поэтому город приобрел 16 вагонов немецкой фирмы "Сименс и Гальске". А осенью 1893-го принялись прокладывать колеи и электропровода. Когда дошли до дома наместника — представителя австро-венгерского императора в Галичине, — хозяин, граф Казимир Бадени, возмутился:

— Не потерплю скрежета под окнами!

Маршрут пришлось изменить. Вместо предусмотренного проектом одного поворота сделали три. Этот зигзаг на ул. Подвальной львовяне до сих пор называют "поворот Бадени".

Тысячи людей шли за вагонами на протяжении всего маршрута

Через 10 дней после пробной поездки электротрамвая, вечером 22 мая, состоялась показательная. Тысячи людей шли за вагонами на протяжении всего маршрута. Полиция тщетно пыталась освободить улицы от толпы: металлический фургон, двигающийся по улицам сам, без коней и пары, для львовян был  чудом. Газеты восторженно повествовали, что дорога от вокзала к ул. Стрыйской — около 5 км — забрала только 20 мин.

Регулярное движение началось 29 мая. Проезд стоил 4 или 5 центов за каждый участок, в зависимости от класса вагонов (чашечка кофе в кафе тогда стоила 20–24 цента). Трамваи имели 21 место для сидения и 11 для езды, стоя. В один из первых дней в вагон вскочила  дама, и кондуктор вежливо спросил, куда она едет.

— В Подволочиск! — назвала железнодорожную станцию на границе с Российской империей.

На Лычакове жены местных извозчиков, которые отныне начали терять клиентов, забрасывали трамвай яйцами. Некая дамочка Скобецкая остановила вагон посреди улицы, обернулась спиной и задрала юбку с криками:

— Поцелуй меня в задницу!

На ул. Святой Софии пассажир капризничал, что вагон двигается слишком медленно. Водитель увеличил скорость и на спуске врезался в трамвай, который  ехал впереди. Несколько человек получили травмы.

Работники электротранспорта были еще не очень опытными. Трамваи часто теряли контакт с проводами, и к депо их тянули конями. Газета "Курьер Львовски" негодующе писала об одном случае. Несколько людей вечером зашли в салон. Переспросили, едет ли трамвай к вокзалу, и заплатили по 20 центов. Но на полдороге вагон свернул к депо. Кондуктор лишь пожал плечами — мол, не знал, куда едет транспорт. Деньги возвращать отказался. Пассажиры под проливным дождем вынуждены были преодолевать остальной путь пешком. Дамочки испортили свои пышные платья.

15 лет электрические трамваи курсировали наряду с конными

Львовский электрический трамвай ездил наряду с конным до 1909-го. Маршруты не пересекались. Потом коней продали с аукциона, а вагоны переоборудовали на прицепные к электрическим. У трамваев старой конструкции были кабины спереди и сзади. Водителю достаточно было перейти с рулем  на ту сторону вагона — и транспорт двигался в противоположном направлении.

Трамвай 1894 года выпуска до сих пор стоит во львовском депо. Еще два года тому назад он ездил по городу в праздничные дни. В прошлом году на площади Галицкой открылось кафе "Старенький трамвай". Его оборудовали в вагоне, изготовленном в 1913-ом.

Сейчас вы читаете новость «Львовский трамвай пустили в обход резиденции наместника». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть