У партизан-ковпаковцев на парадах играли четыре баяна и скрипка. Это называли оркестром — гордо, хоть и не совсем правильно. Но музыка была своеобразна! То же можно сказать обо всем, что делал сам Ковпак. Это не укладывалось в обычные правила и именно поэтому имело успех.
Сидор Ковпак — крестьянского рода, из слободы Котельва на Полтавщине. Образование получил начальное, десять лет служил у лавочника Хвесака, стал приказчиком. Хвесак даже хотел отдать за него дочку.
Как это бывает у слободчан или полтавцев, домовитость совмещалась у Ковпака с артистизмом. Он напоминал умного и хитрого Выборного из "Наталки Полтавки". А молодым хорошо играл водевильных любовников. Но, когда женился, Екатерина запретила ему выходить на сцену.
На Первой мировой он служил в пехоте, в разведке, и два "Георгии" за храбрость получил из рук царя Николая ІІ, когда тот приехал на фронт. Ковпак вернулся домой и пошел в партизаны, которые восстали против гетмана Скоропадского. В 1919 году бежал от Деникина в Россию, попал в дивизию Чапаева. Знал самого начдива, у которого служил в трофейной команде.
Возможно, этот маневр спас его для будущего. Ведь тогдашние украинские партизаны, даже красные, были "самостійниками". Позже за это они поплатились: в 1930-х на Полтавщине НКВД расстреляло их несколько тысяч. А Сидор Артемович был военным комиссаром на юге Украины и успешным директором кооператива, который снабжал продовольствием армию. Перед войной стал председателем горисполкома в Путивле (теперь — райцентр на Сумщине).
Ковпака можно сравнить с великими партизанскими лидерами ХХ века — Махно, Че Геварой, Шухевичем, Тито или Хекматиаром.
Осенью 1941-го немцы взяли Путивль. Мер города (ему идет 55-й год, его зовут Дедом, он почти беззуб и страдает ревматизмом) берет с собой девятерых гражданских и рушает в ближний Спадщанский лес — 8 километров шириной и 15 длиной. Немцы обстреляли их. Они разбежались и потеряли друг друга. Чтобы быть услышанным своими, кое-кто из них пел на весь лес. За три дня собрались и нашли продовольственную базу, загодя заложенную домовитым Ковпаком. Дед сел и закурил самосада с вишневыми листьями. Теперь можно было избирать тактику. Одну из двух: или до конца войны охранять этот лес, или идти в рейд. Дед избрал второе.
Его можно сравнить из Махно, Че Геварой, Шухевичем, Тито
В конце сентября отряд насчитывал 42 человека, 36 винтовок, 5 автоматов, по 20 патронов на винтовку и неполному диску для автомата, 8 гранат. Взрывчатки почти тонна, но без детонаторов. Их добывали на минных полях. После объединения с партизанами Руднева в отряде стало 57 человек и появился ручной пулемет.
С этими силами Ковпак начал войну. Пополнившись глуховскими, кролевецкими и другими людьми, отряд вырос в полуторатысячное Сумское партизанское соединение. Поначалу ковпаковцы не знали, где фронт, не было связи с Москвой или поддержки от нее. Все брали у немцев, из боя. Дед любил повторять: "Мой поставщик — Гитлер". И так длилось почти год!
Позже Сталин говорил: если бы не партизаны, война длилась бы пять лет, а не четыре.
К лету 1942-го соединения прошло с боями 6047 километров. Уничтожено 12 эшелонов, 25 танков и бронемашин, почти 5000 солдат и офицеров противника. Теперь кое-кто склонен считать ковпаковцев лишь советским мифом. Но стоит представить в той войне людей, которые почти год воюют без команд и помощи "сверху". Это были универсальные солдаты: они жгли танки, сбивали самолеты и даже брали на абордаж корабли — такое было весной 1943 года на Припяти.
Ковпак был гением маневра. Он умел появиться ниоткуда и создать впечатление присутствия сразу в четырех-пяти местах, отдаленных друг от друга.
У Деда была поговорка: "У волка сто дорог, а у охотника — только одна". Волком, конечно, он считал себя. И еще поговорка: "Прежде чем зайти в Божий храм, подумай, как из него выйти". Поэтому, он был осторожным. Но иногда позволял себе кураж. Весной 1942 года на свой день рождения Ковпак взял Путивль. Погостил — и ушел. А еще любил тайно вклиниться в телефонную сеть. Тихо выслушав, что ему нужно, Дед отдавал приказ атаковать. А на прощание весело материл противника по телефону.
Дед любил повторять: "Мой поставщик — Гитлер"
Весной 1942-го Москва наградила Ковпака звездой Героя, а Руднева, который до войны отсидел срок как враг народа, орденом "Знак почета". Ковпак якобы подготовил телеграмму Сталину: "Мой комиссар не доярка, чтобы такой орден давать!".Только в конце лета 1942 года Деда вызывали в Москву. Там состоялся, кроме прочего, странный разговор Ковпака со Сталиным и Ворошиловым. Те все время спрашивали: правда ли, что немцы создают на Украине казацкие полки? Вероятно, Сталин боялся, что и партизанщина — обычный украинский сепаратизм. Ему сказали, что это не так. Впрочем, он решил взять дело в свои руки. В Москве создали главный партизанский штаб, его возглавил маршал Ворошилов. Пятого сентября издан приказ наркома обороны N00189 "О заданиях партизанского движения".
Лишь тогда Ковпак начал получать оружие из Москвы. Но, кроме оружия, получил еще кое-что: приказ о рейде на Правобережье, а потом — в Карпаты. У Сталина был многоцелевой расчет. Во-первых — разведка боем: готовят ли немцы серьезную линию обороны по Днепру? Во-вторых — диверсии в глубине немецких коммуникаций перед летней кампанией 1943 года. В-третьих — столкнуть лбами одних украинских партизан с другими.
И все же столкнули. Существует версия, якобы Руднев был против этого, и за то его убили свои. Как бы то ни было, все понимали: если советские партизаны придут в Карпаты, столкновение с партизанами УПА неминуемо, что бы об этом не думали Колпак с Рудневым. В конечном итоге, самые тяжелые бои за всю войну ковпаковцы выдержали в Карпатах. Но не со своими, а с эсэсовцами генерала Крюгера.
Карпатский рейд считается беспримерным. За четыре месяца с боями пройдено 4000 километров, несколько раз форсированы значительные реки. Разрушены нефтепромыслы, 14 железнодорожных и 38 шоссейных мостов, 19 эшелонов пущено под откос. Потери: 228 бойцов, еще 200 пропали без вести и 150 ранено. Несколько недель, шестью группами, они выходили из окружения и сошлись осенью 1943 года на Житомирщине, откуда рушали в рейд.
Раненный во время рейда в ногу, Дед больше не воевал. Сумское партизанское соединение, названное 1-й партизанской дивизией имени Ковпака, возглавил подполковник Вершигора.
Было 34 музея Колпака
В советские времена в Украине, Беларуси и России было 34 музея Колпака, включая школьные. Сейчас их стало меньше, но 25 мая этого года открыт новый — на родине партизанского генерала, в Котельве. На Сумщине есть несколько музеев, в частности в Глухове. Им заведует ветеран Александр Филиппович Рева. Здесь есть трофейная мадьярская офицерская шуба, в которой Ковпак воевал. Также сохранилась единственная немецкая табличка:
"Vorsіch Kolpak!" — "Осторожно, Кольпак!".
1887, 7 июня (по старому стилю 25 мая) — Сидор Ковпак родился в Котельве, в настоящее время райцентр на Полтавщини
1898–1909 — работает в лавке приказчиком
1909 — начал службу в 186-ом пехотном Асландузском полку в Саратове
1914–17 — участие в Первой мировой войне, ефрейтор, кавалер двух Георгиевских крестов
1918–20 — партизан и доброволец в Красной Армии
1920 — военный комиссар Павлоградского округа
1924 — вступил в брак с Екатериной Ефимовной
1926–1934 — директор военного кооперативного хозяйства
1935 — начальник Путивльского райдоротдела
1940 — председатель Путивльского горисполкома
1941, осень — возглавляет Сумское партизанское соединение
1942, весна — получает звание генерал-майора и звезду Героя (вторая звезда — 1944)
1944–1947 — член Верховного суда УССР
1947–1967 — заместитель председателя Президиума и член Президиума Верховного Совета УССР
1967, 11 декабря — умер, похоронен на Байковом кладбище в Киеве рядом с первой женой
Комментарии