Сталин очень любил булгаковскую пьесу "Дни Турбиных". Он видел ее во МХАТе восемь раз. В той пьесе, в конце 1918 года, герои удивляются: "Ах, к нам в Киев невесть откуда пришла Петлюра!".
Господа офицеры, как всегда, приблизительно представляют тех, с кем воюют. Киев тогда взял не Петлюра, а полковник Коновалец. Как комендант города, первое, что он сделал, — велел киевским магазинам за 24 часа переписать по-украински все вывески.
Поэтому Сталин и любил ту пьесу — ему нравились решительные люди.
Кто такой Евгений Коновалец?
Он родом из учительской семьи из Зашкова на Львовщине. Закончил классическую гимназию, учился на юриста во Львовском университете. Дальше мировая война, австро-венгерская армия. В 1915-м — российский плен. С началом революции вернулся на Украину, сформировал полк Сечевых Стрелецов. Полк штурмовал киевский "Арсенал", когда большевики восстали против Центральной Рады.
Потом пришли немцы, сбросили Грушевского, поставили гетмана Скоропадского, стрелков разоружили. Гетман позволил им служить, но подальше, в Белой Церкви. Это не спасло гетмана: когда он задумал союз с Россией, стрелки рассердились и тогда-то, в конце 1918-го, взяли Киев.
Странны эти солдаты и их полковник! Казалось, им безразлично, кто при власти — Петлюра или гетман. Чтобы украинская власть. Однажды стрелки даже обещали признать советскую власть — если она признает украинскую армию!
Осенью 1919-го, когда уже не было куда отступать, стрелки самодемобилизировались. Тогда немало атаманов армии УНР пошли в партизаны, а стрелки — нет. Полковник и его солдаты были слишком горды: как это — прятаться в лес в родной стране?! Они хотели все — или ничего.
Судоплатов не пил, а Коновалец любил шоколад
В эмиграции Коновалец образовал из них Украинскую Военную Организацию (УВО), стал ее Командантом. УВО мыслилась шире, чем военная — речь шла о будущей Соборной Украине и всей структуре управления ею. в 1929 году УВО вошла в Организацию Украинских Националистов (ОУН) — ее создал и возглавил тот-таки Коновалец.
В ОУН были разные люди. Выросло поколение, которое не воевало, а стрелять хотело. Стреляли, часто без разрешения и приказа, в польских министров и советских дипломатов. Поэтому было много хлопот и расходов на адвокатов. Коновалец говорил: вы хотели эффекта — вы его имеете; но вы ничего не умеете и учиться не хотите, меня просто шляки трафляют!
Он едет в США. Там Великий Кризис. Но полковник очаровал нашу диаспору и получил деньги. Он экономил их — как патроны. Из писем Коновальца видно: он контролировал каждый доллар. Те счета в настоящее время смешны: например, 104 доллара.
Коновалец, как террорист, устроил бы многих. Но он был другой. Как де Голль или Маннергейм — солдат, для которого родина выше подвига. Такой не нужен был полякам, немцам, россиянам. Да и своим, тем, кому Соборная Украина казалась далекой.
Грызня между эмигрантами была немалой: гетманцы грызлись с петлюровцами, а ОУНовцы презирали и тех, и тех. Впрочем, Коновалец считал, что Государству будут нужны все — даже живущие под коммунистами в советской Украине.
Именно к ним он имел, кажется, особенный сентимент — как к людям подневольным. Среди них Командант и выбрал своего будущего убийцу. Тот появился в Финляндии в 1935 году. Звали его Павел. Он был бывшим украинским комсомольцем, разочаровавшимся в коммунизме. И Коновалец захотел его увидеть.
Павел Судоплатов родился в 1907 году в Мелитополе. Отец его был официантом. Павел получил начальное образование: знание Ветхого Завета и основ русского языка — украинский в школе была запрещен.
Чекистом он стал под Киевом в 1921 году, когда "мы воевали не с белогвардейцами, а с украинскими националистами, возглавляемыми Петлюрой и Коновальцем". Тогда погиб его брат-чекист.
Павла перевели в Харьков, где он встретил будущую жену Эмму. Она отвечала в ГПУ за работу стукачей среди артистов и писателей. В 1933 году Судоплатова перебрасывают в Москву. Именно тогда ГПУ (с 1934-го — НКВД) планирует убрать Коновальца. Судоплатова готовят к акции. Он выучил немецкий язык и очутился в Финляндии в распоряжении резидента ОУН Полуведька, перевербованного энкаведистами. Полуведько не знал, кто этот Павел, и просил у Москвы разрешения пристрелить его.
Через два месяца, летом 1936-го, он в Берлине встретился с Коновальцем. Судоплатова удивило, что перед ним не бандит. Они беседовали не о терроре, а о подготовке администрации для будущей Украины. Павел получил доверие Команданта. Они часто бывали вместе. Судоплатов вспоминал: "В Берлине и Вене он водил меня в оперу, но редко, потому что украинская община была бедна. Украинцы, которых я знал, наивно считали, что смогут финансировать ОУН за средства гуталиновой фабрики, которую имели где-то в Польше".
Зачем вы воюете? Ведь украинское искусство расцветает!
Судоплатов и Коновалец любили Париж. Однажды пошли на могилу Петлюры. У Судоплатова не было денег на цветы, а у Коновальца просить стеснялся. Он достал носовик и взял с могилы немного земли. "Зачем?" — спросил Коновалец. — "А мы в Украине в эту землю посадим дерево в память о Петлюре!". Коновалец обнял Павла и поцеловал.
В 1937 году Павел получил от Сталина приказ убить Коновальца. Тогда Судоплатов выпил водки — второй раз в жизни — за свое счастливое возвращение. Чувствовал себя очень плохо, потому что ему вредило что-либо, крепче 12 градусов. Оба не были суперменами: Судоплатов не пил, а Коновалец любил шоколад.
В лаборатории НКВД сделали мину в виде коробки шоколада. Коробка — с украинским орнаментом. Мина стояла вертикально в кармане пиджака и взрывалась через полчаса после того, как ее перекладывали в горизонтальное положение. Судоплатову дали еще пистолет "вальтер" — для себя, на случай провала.
Он встретился с Командантом в Роттердаме 23 мая 1938 года. Судоплатов тогда "служил радистом" на советском судне, которое стояло в этом голландском порту.
В 11.50 пришел в ресторан на улице Консингель. Коновалец был сам. Павел оставил на столе коробку и сказал, что ему строчно нужно быть на судне. Перенесли встречу на 17.00.
Взрыв Судоплатов услышал, идя на вокзал. В его кармане было три тысячи долларов и направился в Париж.
Да, одним взрывом, чекисты уничтожили Коновальца и раскололи ОУН. Тем самым они взвалили на свою голову Бандеру — лидера тех ОУНовцев, которые уже научились стрелять.
Позже Судоплатов руководил облавой на Романа Шухевича, последнего командира УПА.
А как-то уже в 50-х годах на Лубянке беседовал с одним упрямым ОУНовцем. "Зачем вы воюете? Ведь украинское искусство расцветает!" — сказал Судоплатов и повел арестанта в оперу. Может, вспомнил, как его когда-то водил Командант. В тот вечер шла опера "Богдан Хмельницкий" — как раз для военных.
Судоплатов дожил до независимости Украины и признал ее. Себя он всегда считал украинцем.
1891, 14 июня — родился Евгений Коновалец
1907 — родился его будущий убийца Павел Судоплатов
1917 — Коновалец создает формацию Сечевых Стрелецов
1922 — Коновалец обвенчался с Ольгой, дочерью адвоката Федака, защищавшего боевики Украинской военной организации на судебных процессах в Польше. Вторая дочь Федака, София, вышла замуж за полковника Мельника — давнего соратника Коновальца и его заместителя в Проводе ОУН. Хотя оба полковника стали родственниками, за обеденным столом обращались друг к другу по этикету: "Пане полковник, передайте, пожалуйста, соль!". Мельник возглавил ОУН после гибели Коновальца.
У Коновальца был сын Юрий, который рано умер
1928 — соратники Коновальца отстаивают права украинцев на Международной конференции Лиги Наций
1929 — создание ОУН
1938, 23 мая — гибель Коновальца
Комментарии
1