28 и 29 мая 1927-го во Львове прошли одни из первых международных футбольных матчей. Местная команда "Украина" принимала игроков созданного за два года до того спортивного клуба "Русь" из Ужгорода. Галичина тогда входила в состав Польши, а Закарпатье было частью Чехословакии. Встреча команд с такими символическими названиями должна была продемонстрировать сплоченность разъединенного между несколькими государствами народа.
"Спортовый клюб "Русь" представляет мадьярский стиль игры в копаного мяча, который основывается на деликатности игры и хорошем беге, — анонсировала встречу львовская ежедневная газета "Діло". — Нападение имеет хороших стрелков, помощь работает выносливо,оборона спокойна и уверенна, а за ней вратарь. Дружина дополняется все из младших игроков своего собственного воспитания, и это очень обнадеживающе для будущего. У клюба хорошее будущее, потому что спорт на Закарпатской Украине — одна из составляющих частей национальной гордости, и потому стоит высоко. "Русь" будет для нашего Львова не только милым спортовым противником, но также дорогим и желанным гостем с другой стороны Карпат. Хотелось бы, чтобы украинское гражданство приняло наших земляков с такой сердечностью и радостью, с которой они приняли приглашение во Львов".
Оба дня деревянная трибуна стадиона общества "Сокол-Батько" была заполнена, зрители обсели также холмы вокруг поля со всех сторон. Воскресный вечер завершил торжественный прием. Газеты наводили полный текст речи главы общества "Просвита" Михаила Галущинского, завершившейся такими словами: "Ваше посещение, Дорогие Братья, пройдет вскоре, и наступит минута, когда вы отбудете к себе на родину. Вы принесли к нам запах вашей родины, так вынесите от нас не только воспоминание, не только приятную память о многодневном пребывании, но что-то более сильное, лучшее, большее — а этим будет глубочайшее и сокровеннейшее чувство единства. Передайте от нас привет вашим землям, вашим долам, вашим селам, вашим городам. Передайте привет так искренне и восторженно, чтоб он дошел до самого отдаленного украинского дома, чтоб он стал известен каждой единице народа по ту сторону Карпат."
Команды встретились еще дважды через четыре года. Матчи опять состоялись во Львове, потому что польское правительство не позволило игрокам "Украины" сделать загранпаспорта для поездки в Чехословакию.
"Необычный организационный размах, большое понимание важности спорта как воспитательного и пропагандового фактора у всех главных и влиятельных деятелей столицы Закарпатья, а дальше большой запал и серьезность в выполнении своих обязанностей среди соревнующихся и спортового актива вообще привели к тому, что спортовый клюб "Русь" стал в скором времени настоящей спортовой мощью", — повествовал о команде львовский спортивный еженедельник "Змаг".
Эмблемой клуба был щит, в левой части которого расположены шесть синих и желтых полос, а справа — медведь, стоящий на задних лапах. Летом 1936-го "Русь", в которой играли исключительно украинцы, стала чемпионом Словакии. Этот титул позволил ей принять участие в переходном турнире за место в высшем дивизионе государства. Чемпионат Чехословакии считали одним из сильнейших в Европе. Команда "Спарта" (Прага) год назад выиграла Кубок Митропы — тогдашний аналог Лиги чемпионов. А за год до этого сборная Чехословакии стала вице-чемпионом мира.
Первым соперником в турнире была команда из Праги "Виктория Жижков". Расстояние от Ужгорода до столицы страны — 750 км. Автобус преодолевал бы этот путь почти сутки. Руководители клуба нашли выход из ситуации. "Дорогу в Прагу и назад проделала "Русь" на трехмоторном самолете государственной аэролинии, чем основала новую эру в истории спорта Чехословакии, преодолевая расстояние в пространстве и времени самым современным средством сообщения, — писало "Діло". — Потому что игрокам "Руси" не вредила даже высота 4500 метров, в которой вел самолет вплоть до самой Нитры веселый и опытный пилот господин В. Корда, решил провод "Руси" и в дальнейшем пользоваться обслугой самолетов, если калькуляция средств путешествия будет выгодна".
С тех пор на гостевые поединки футболисты добирались самолетом. Большинство игроков не были профессионалами, работали преподавателями в школах. Например, вратарь Олекса Бокшай ездил на тренировку и игры в Ужгород велосипедом из села Худлево, наматывая в пути туда и обратно 60 км. Поэтому за командой закрепилось прозвище "летающие учителя".
Звездой коллектива был нападающий Владимир Кобзяр. Уроженец Львова, перебрался в Ужгород в 1931-м. Кроме места в основном составе, руководители "Руси" пообещали ему должность в одном из банков. "Кто в конечных двадцатых и в начале тридцатых годов жил в Западной Украине и не знал фамилии Кобзяр, тот не имел права называться интеллигентным украинским спортсменом, — писал в 1970-х спортивный журналист Осип Новицкий. — Когда владелец этой фамилии менял позицию правого лучника в "Украине" на место центровика нападения "Руси", достаточно было адресовать ему письма телеграммным "Владимир Кобзяр, Закарпатье". Все, от почтового правительственного чиновника в приграничном Ужоке и до почтальона в Ужгороде знали Кобзяра лично. А когда в 1934 году получил перелом ноги, под больницей стояла, нетерпеливо врачебного отчета ожидая, половина города. Украинцы, поляки, жиды, чехи, словаки, мадьяры обожали этого образцового спортсмена-джентльмена".
Переходный турнир команда прошла успешно. Но сезон в высшем дивизионе был неудачным — предпоследнее место среди 12 участников. Осенью 1938 года украинцы провозгласили на территории Закарпатья государство Подкарпатская Русь. В то же время часть края, в частности и Ужгород, оккупировала Венгрия. Спортивный клуб "Русь" прекратил существование.
10 тысяч зрителей мог вместить стадион ужгородской "Руси" в конце 1930-х. На большинстве матчей он был заполнен. Население города тогда составляло около 24 тыс. человек, из них украинцев было почти 70%. Для сравнения: в сезоне 2013/14 чемпионата Украины на домашние матчи местной "Говерлы", которую считают правопреемником "Руси", приходило в среднем 4500 зрителей. В Ужгороде сейчас проживает 116 тыс. человек.
Комментарии