пятница, 16 ноября 2007 14:59

"Горбатый" стоил 1800 рублей

Автор: фото из фондов ЦГКФФА Украины им. Г. Пшеничного
  Новый малолитражный автомобиль ”запорожец” в экспериментальном цехе запорожского завода ”Коммунар”. Полировальщики Людмила Музиченко и Василий Фоменко наводят последний лоск, 16 июня 1959 года. Через два дня первый ”горбатый” выедет за заводские ворота
Новый малолитражный автомобиль ”запорожец” в экспериментальном цехе запорожского завода ”Коммунар”. Полировальщики Людмила Музиченко и Василий Фоменко наводят последний лоск, 16 июня 1959 года. Через два дня первый ”горбатый” выедет за заводские ворота

"Запорожцы" первых моделей за выпуклые формы называли "горбатыми" и шутили, что это гибрид табуретки с мотором и газонокосилки.

Острословы советовали распилить машину пополам: мол, выйдет два мотороллера. А еще говорили, что "запорожец" — это всего лишь 10 мин. позора, и вы на работе. Но именно непритязательный "горбатый" с его тесным салоном и маленькой скоростью стал первым действительно "народным" автомобилем в СССР. Только его можно было свободно купить, без многолетней очереди. Да и цена — 1800 рублей — прельщала. Потому что шикарная " побе да" стоила 16 тыс.

Сначала "запорожец" должны были выпускать в Москве под маркой "Москвич". Украинскую прописку он получил случайно. В середине 1950-х политбюро приняло постановление о создании советской микролитражки. Конструкторы предложили несколько опытных образцов, которые в Кремле не понравились. Московский автозавод получил приказ адаптировать к советским дорогам итальянский " Фи ат-600". И вот в 1957-м пробный образец микролитражки презентовали под названием "Москвич-444". Это была точная копия итальянской машины. Только вместо мотора с водным охлаждением советские умельцы прикрепили двигатель МД-65 от мотоцикла " урал".

Московскому автозаводу не хватало площади под дополнительные цеха для выпуска микролитражки. Поиски другого производителя длились почти год. Случайно об этом узнал директор запорожского завода "Коммунар" Терентий Габелко. И начал атаковать Хрущева: доказывал первому секретарю, что именно его предприятие, выпускающее комбайны, лучше всего подходит для производства машин. Через несколько месяцев Никита Сергеевич сдался: 30 ноября 1958 года совет министров СССР принял постановление "Об организации производства микролитражных автомобилей", поручив это дело "Коммунару".

Первые экзамены на запорожском полигоне доказали, что московская идея с использованием мотора от мотоцикла — ошибочная: он маломощен и недолговечен. Его заменили двигателем от "фольксвагена-жука". Но западная пресса сразу начала писать, что в Советском Союзе занимаются откровенным плагиатом, готовя к выпуску малолитражку "Фолькс Фиатович". Поэтому от немецкого мотора должны были отказаться. Вместо этого итальянцы подготовили иск в суд. Во избежание скандала, советское правительство предложило компании "Фиат" построить в СССР большой автомобильный завод — будущий ВАЗ. Именно благодаря "горбатому" советские автолюбители впоследствии получили возможность ездить на " жигулях". А на "запорожец" итальянцы закрыли глаза.

Летом двигатель нагревал салон до африканских температур

В конечном итоге в микролитражке установили двигатель от легкой десантной амфибии, которую министерство обороны испытало в конце 1950-х. Правда, в ней мотор стоял спереди и охлаждался встречным потоком воздуха. А в "первом народном" силовой агрегат засунули под капот. Летом двигатель нагревал салон до африканских температур и ужасно гудел.

18 июня 1959 года из ворот экспериментального цеха выехал первый пробный "запорожец" — ЗАЗ-965. "Коммунар" переименовали в Запорожский автомобильный завод. Доработка новой машины длилась почти год, после чего два образца повезли на обязательную презентацию в Кремль. Чтобы испытать новинку, какой-то толстый генерал полез в салон, и застрял.

— Невозможно сидеть! — возмутился. — Места мало!

— Смотря за чьи деньги, — отрубил Хрущев. — Если за государственные, как вы привыкли ездить, то мало, а за свои — даже много.

Он с легкостью сел за руль и дал "благословение" машине. 22 ноября 1960 года выпустили первую промышленную партию "запорожцев".

Почти через полвека "горбатые" опять стали возвращаться на улицы украинских городов. Но не на дороги, а на тротуары. Отреставрированные и ярко окрашенные, старые машины стали уличными " зазы валами" перед кафе и магазинами. Но для многих они — приятное воспоминание о первых собственных машинах. К тому же это были и первые украинские автомобили.

Сейчас вы читаете новость «"Горбатый" стоил 1800 рублей». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть