Российский консул во французском городе Ницца Оскар Патон часто рассказывал сыну Евгению о своем прошлом военного инженера-строителя и мечтал, чтобы тот пошел по его стопам. А парня больше всего влекло мостостроение.
Осенью 1888-го, 18-летним, он поступает на инженерное отделение Дрезденского политехнического института. Немецкие студенты косо смотрели на своего российского однокурсника. Евгений отказывался пьянствовать с ними в пивнушках вместо лекций, драться на дуэлях и заигрывать к трактирщицам.
— Черт с ними, — говорил он. — Я здесь, чтобы учиться, а эти шелопаи пусть дырявят друг друга своими шпагами.
Закончив институт, Патон остается работать там ассистентом на кафедре мостостроения. Чтобы получить работу на родине, вынужден был поступить на 5-й курс Петербургского института инженеров путей сообщения и подтвердить свой диплом инженера. В 1897-ом его приглашают читать лекции в Московское инженерное училище путей сообщения, а в 1904-ом в Киевский политехнический институт. Через 2 года там ему предлагают возглавить инженерный факультет. В это время Патон проектирует мосты через Куру в Тбилиси, Рось в Корсуне, Тясмин в Звенигороде. До 1905-о он становится лучшим мостостроителем Российской империи.
В 1916-ом Евгений Патон женится на 31-летней учительнице Наталии Будде. Супруги поселяются в профессорской квартире в усадьбе КПИ. Вскоре появляются на свет сыновья Владимир и Борис. Наталия оставляет работу и становится домохозяйкой. В революционные годы, несмотря на холод и голод, Патон пишет научные труды, читает лекции студентам. Чтобы прокормить семью, заводит возле дома небольшой огород.
— Шестнадцать раз в Киеве менялись власти, — вспоминал он, — но ни я, ни мои семья не покидали город. Я ждал, пока смогу снова начать работать.
В 1929-ом Патон начинает заниматься проблемами сварки металлов, создает в Киеве сварочную лабораторию. Вскоре превращает ее в Институт электросварки.
— Соседи тряслись, ожидая арестов, а отец считал: все это его не касается, — вспоминал сын Владимир массовые репрессии 1930-х. — Он не интересовался политикой. Не помню, чтобы до войны даже газеты читал.
Семью Евгения Патона не трогали. В конечном итоге, Никита Хрущев убедил Сталина в большом значении изобретений ученого для социалистического строительства. За три месяца до войны Патону присудили Сталинскую премию за разработку метода автоматической сварки под слоем флюса — специального сварочного материала. Она позволила повысить производительность процесса сварки в 6–8 раз, улучшить качество соединения, упростить труд сварщика. В институте отовсюду раздавались поздравления, а Евгений Патон ходил угнетенный. Он считал несправедливым, что обошли других участников изобретения. Написал письмо председателю Совнаркома СССР Вячеславу Молотову, требовал справедливости. Когда же получил отказ, разделил премиальные 100 тыс. руб и положил на сберкнижки коллег. Себе не оставил ничего.
Не помню, чтобы до войны даже газеты читал
С началом войны Институт эвакуировали на Урал, в Нижний Тагил. Там изобретение ученого стали применять при сварке артиллерийских систем, авиабомб, реактивных снарядов для "катюш" и корпусов танков Т-34. Впервые в мире специалисты Патона внедрили самую сложную сварку брони. Теперь при обстреле бронебойными снарядами слабые места танков — швы — выдерживали.
После войны Евгений Патон возвращается к мостостроению. В 1949-ом институт завершает разработку автоматической сварки мостов не только в заводских условиях, но и при монтажных работах. Мост состоит из отдельных конструкций, блоков, которые сваривают сначала на металлургическом заводе. Во время монтажа их тоже сваривают между собой, а не прибивают друг к другу. Выходит цельносварный мост.
Сотрудники обычно называли академика Патона Папашей и Батей. Тот требовал дисциплины и самоотдачи не только от подчиненных, но и от собственных сыновей. Когда они закончили школу, оба по совету отца поступили в политехнический. Борис всегда мечтал о науке. После смерти отца возглавил Институт электросварки и до сих пор возглавляет его. С 1962-го и до сих пор является президентом Академии наук Украины. А вот Владимира отец считал неучем. Тот был упорным охотником, коллекционировал альбомы живописи, занимался спортом. Как-то Евгений Патон даже доставил в свой директорский кабинет его гоночный велосипед. Поставил на шкаф и прикрыл газетами.
— Пусть "хвосты" в институте ликвидирует, а не носится по велотреку!
Получив высшее образование, Владимир и Борис пришли работать к отцу. С сыновьями Патон жил в одной квартире N21 на ул. Тимофеевской, 11 (в настоящее время Михаила Коцюбинского). Сам на работу добирался на машине. Просторный американский "линкольн" черного цвета академику подарил сам Никита Хрущев. В отечественных автомобилях Патону с его ростом под 1,90 м было тесновато.
Сыновья же на работу ездили на трамвае. Когда приезжали, отец уже стоял на пороге института с часами в руке и следил, как кто приходит на работу. Раздражался, когда кто-то опаздывал. Никогда не ругался. Самыми страшными словами у него были: "Сапог нечищеный".
Последним творением Патона стал наибольший в мире цельносварный мост без единой заклепки, длиной 1543 м — через Днепр в Киеве, на месте разрушенного в годы войны. Проектированием моста академик Патон руководил, когда ему было уже 80 лет. Автор свыше 100 мостов не дожил до открытия своего шедевра три месяца. Он умер 12 августа 1953-го. Новое сооружение было названо в его честь.
"Мостик любви" Евгения Патона заменили в 1983-ем
Летом 1909-го Киевская городская управа заказала Евгению Патону проект пешеходного моста в Царском саду. В феврале следующего года мост уже был готов. Весил он около 30 т. Для удобства монтажа его устанавливали еще до пробития Петровской аллеи под ним — раньше там пролегала только неглубокая балка.
В городе новое сооружение назвали "Мостик любви", потому что его быстро облюбовали влюбленные пары. Было и другое название — "Чертов мост". Поговаривали, будто с него из-за несчастной любви бросился какой-то гимназист.
С годами мостик сносился. Киевские архитекторы решили не ремонтировать старых конструкций, а установить новые, из сверхпрочной стали. В июне 1983-го старое сооружение подняли краном и через несколько часов опустили на аллею. Потом через две недели на его месте смонтировали новый мост.
1870, 5 марта — Евгений Патон родился во французском городе Ницца в семье российского консула Оскара Патона
1896 — оканчивает Петербургский институт инженеров путей сообщения, через 4 года защищает диссертацию
1916 — женится на Наталии Будде (1885–1971)
1917, 1918 — рождаются сыновья Владимир и Борис
1934 — учреждает первый в мире Научно-исследовательский институт электросварки
1945 — избран вице-президентом АН УССР
1953, 12 августа — умирает в Киеве, похоронен на Байковом кладбище
Комментарии