— С кем из злых духов ты знакома? Разве ты не подписывала соглашение с дьяволом? Зачем ты вредишь детям?
Николас Ноес — священник американского городка Салем в штате Массачусетс — несколько часов допрашивал нищенку Сару Гуд. Она якобы поделала 9-летней Элизабет Перрис и 11-летней Эбигайль Уильямс. В январе 1692-го взрослые заметили, что дети стали странно себя вести. То прятались за мебелью в доме, кривлялись, то жаловались на жар в теле. Когда к ним пытались притронуться, кричали и вздрагивали от боли. Вскоре такие же чудачества появились у их подруги — 11-летней Энн Путнем и еще у нескольких детей. Они рассказывали, что их щиплют и кусают духи, что видели ведьм, летающих на метлах.
— Кто вам вредит? — допытывались у девочек священники и горожане.
— Наша служанка Титуба, — говорила Элизабет. — Она рассказывала нам о магии вуду и поганских обычаях родного Барбадоса. Как-то она смастерила стеклянный шар и пророчила будущее. Я видела в нем гроб.
— Еще наша соседка Сара Осборн, — рассказывала Эбигайль. — Она все время ругается, когда встречает нас. После этого чувствую, что у меня внутри все горит.
— Они точно ведьмы, — догадались соседа Перрисов. — Сара полгода не была на богослужении, а Титуба никогда и носа в церкви не кажет.
— После их визитов у нас протухали сыр и масло.
— А у нас переболел весь скот. У них обязательно должны быть сообщники.
— Это нищенка Сара Гуд. Меня кусает ее дух, — вскрикнула Энн Путнем, упала на пол и забилась в судорогах.
Перрисы подали на женщин в суд. 29 февраля их арестовали по подозрению в колдовстве и заговоре с дьяволом. На первых допросах Титуба отрицала свою вину. Но когда ей пригрозили пытками, созналась:
— Меня как-то посещал мужчина из Бостона. Он превращался в черную собаку и свинью. Заставил подписаться в его книжке и помогать ему. Да, я колдовала с Сарой Гуд и Сарой Осборн. Мы летали вместе на метлах.
Потом ввели Сару Гуд.
— Признавайся, зачем ты навредила девочкам?
— Я ничего им не сделала. Меня оговорили.
Судьи вызвали потерпевших.
— Дети, посмотрите на эту женщину и скажите, не она ли вас заколдовала?
Девочки вдруг закричали, вроде от боли, и начали извиваться, будто их кто-то щиплет или кусает.
— Что и нужно было доказать. Она ведьма, — подытожил судья.
Потом Сару раздели и начали тщательно осматривать ее тело.
— Вот, я нашел у нее бородавку! — закричал один из обвинителей. — Наверное, это и есть "ведьмин сосок", через который она кормит демонов своим молоком.
— Я видела, как она кормит свою дочь Доркас, — подтвердила одна из девочек.
Ребенка, которому было всего4 года, сразу арестовали. Когда запуганная девочка под давлением судей признала себя ведьмой, ее вместе с матерью бросили в тюрьму.
Жителей Салема охватила массовая истерия. Начали арестовывать родственников обвиняемых и тех, кто протестовал против своеволия в городе. Подозреваемых в колдовстве подвергали пыткам, заковывали в кандалы, держали в бостонской тюрьме в ужасных условиях. В надежде сохранить свою жизнь, арестованные сознавались в чернокнижии и указывали на других людей как на сообщников. За это время, не выдержав издевательств, умерла Сара Осборн и еще три женщины. В конце мая губернатор Массачусетса Уильям Фиппс, который только что вернулся из Великобритании, создал специальный суд для вынесения окончательного решения по этому делу. Единственными доказательствами для судей были видения "заколдованных" детей. Именно на их основании и выносили приговоры. На алиби суд внимания не обращал: мол, у прислужниц дьявола есть двойники, с помощью которых они одновременно могут находиться в разных местах.
В июне суд вынес первые шесть смертных приговоров. В частности, и Саре Гуд. Перед казнью Николас Ноес призывал ее покаяться и сознаться в содеянном.
— Ты — лгун, — ответила Сара Гуд. — Я не больше ведьма, чем ты колдун. Отними у меня жизнь, и Господь напоит тебя кровью.
Через 25 лет Ноес, пораженный инсультом, умер, захлебнувшись своей кровью.
19 августа 1692-го после очередного суда к казни приговорили шесть человек. В частности и бывшего салемского пастора Джорджа Берроуза.
— Меня сильно испугало привидение священника, — говорила Энн Путнем. — Он душил меня и вынуждал писать в его книжке. Я сказала, как ужасно, что он, священник, который должен учить детей страху Божьему, дошел до того, что соблазняет бедных беззащитных существ отдавать души дьяволу. Я попросила его назваться, и он сказал, что его имя Джордж Берроуз.
Против пастора выступили 30 обвинителей. В частности, женщины, которые признали себя ведьмами. Они подтвердили, что тот летал с ними на Лысую гору и обещал дать золото, если они подпишутся в книжке сатаны. В конечном итоге Берроуза выставили главой колдовского общества, который возглавлял ведьмовские шабаши.
Уже у виселицы Берроуз, надеясь спастись, без остановки прочитал "Отче наш". Считалось, что колдун не способен произнести молитву не запинаясь. Однако "заколдованные" девочки закричали, что они видели "черного человека", который помогал ему. Берроуза повесили. В конце сентября в городе казнили еще восьмерых. Конец "охоте на ведьм" положил губернатор Уильям Фиппс — после того, как его жену тоже заподозрили в служении дьяволу. Своим указом он распустил суд.
А через 14 лет Энн Путнем, которой было 25, рассказала:
— Я хочу покаяться перед Богом, что мне в детстве пришлось стать орудием обвинения нескольких людей в тяжком преступлении, за что они поплатились своей жизнью. Теперь у меня есть все основания считать, что те люди были невиновны. Честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что все, сказанное или сделанное мной тогда, было по невежеству и результатом сатанинского наваждения. Я падаю на колени и молю о прощении у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения.
Решение суда в деле салемских ведьм признали незаконным. Возобновили гражданские права всех потерпевших, вернули доброе имя казненным.
200
жителей Салема, по приблизительным подсчетам, арестовали за время "охоты на ведьм" в 1692-м. Впоследствии выдвигали множество версий, которые объясняли поведение девочек-обвинительниц. Одни говорили, они отравились грибком на хлебных злаках, вызывающим галлюцинации и припадки. Другие предполагали, что дети страдали особой формой энцефалита. Но сегодня большинство исследователей сходятся в мнении, что девочки в первый раз солгали или решили пошутить, а потом, под давлением взрослых и боясь наказания, продолжали оговаривать людей.
Холм Виселиц застроили жилыми кварталами
Сегодня в Салем, который стал предместьем Бостона, ежегодно приезжают более 100 тыс. туристов. В 1992-м там установили мемориал жертв салемской трагедии. На этой истории местные жители хорошо зарабатывают. Город украшают бутафорские пауки, летучие мыши и совы, черные вороны и коты. В сувенирных магазинчиках можно купить ведьмовские предметы, талисманы и амулеты.
Туристы любят посещать дом, где хранится около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами и орудия истязаний, галерею восковых фигур, музей ведьм, а также подземную тюрьму, где держали обвиняемых в колдовстве. Холм Виселиц, где вешали осужденных, сейчас застроен жилыми кварталами, но салемцы верят, что там до сих пор живут привидения казненных.
Комментарии
3