Ексклюзивы
четверг, 21 июня 2012 18:16

"Бабы раздевались догола и три раза оббегали огород"

Автор: фото с сайта www.museodelprado.es
 

— Оноприя — его 25 июня отмечают — это присвяток, небольшой такой празник, — рассказывает 88-летняя Анастасия Коробко, родом из городка Христиновка на Черкасчине. — "На Оноприя все преет", — когда-то так на него приговаривали, потому что это уже начинается настоящая жара. Еще на Оноприя, хоть это такой празничек, чудеса всякие творились. На него много бедствий бывает, если кто его не празднует. Может гусеница на огород напасть, черви капусту поедят или град повыбивает все чисто. Мама моя и ее мама молились святому Ануфрию, чтобы все на огороде хорошо уродило.

По легенде, святой Ануфрий провел в пустыне в молитвах и посту 60 лет. За это время одежда его истлела, тело прикрывали только отросшие волосы и борода до земли. Длинная борода и волосатость, по языческим представлениям, это символы животворной силы, обильной плодовитости, щедрой урожайности, достатка и богатства. Поэтому с появлением христианства в Украине-Руси Ануфрия-отшельника, или по-народному Оноприя, украинские крестьяне начали чествовать как покровителя плодородия и огородных работ.

День святого Ануфрия совпадает во времени с летним солнцестоянием и Петровкой — Петровским постом. Это пора самых длинных дней и самых коротких ночей в году. А дальше дни начинают медленно укорачиваться. Поэтому появилось такое поверье: "Оноприй имеет такую большую силу, что повернет лето на зиму". По народным наблюдениям, после Ануфрия стихает пение птиц, соловей перестает щебетать, кукушка — ковать. Считали, что с этого дня начинается настоящее лето, и не бывает похолоданий. К Ануфрию на огородах завершали  высаживать позднюю рассаду.

— Когда-то говорили, что сеять на огороде можно только до Оноприя. После Оноприя что посадишь — то не уродит, на огороде ничего и не будет, — говорит Анастасия Коробко. — Теперь такого и не знают, а я еще помню, что бабы раздевались догола и три раза оббегали огород, чтобы он давал хороший урожай.

Рассказывает, что делали это "не при солнце": или поздно вечером, или рано утром. Иногда огород оббегал девять раз голый мужчина с косой в руках.

Боялись, что ведьма или "плохой на глаза" человек может отобрать урожай с огорода себе или испортить его: наслать мышей, лягушек, кротов, гусениц и червей. Чтобы уберечься "от нечистого", женщины брали вал — толстые нити из клочья — и обсновывали им огороды вокруг.

— Когда ведьма хочет что-то "поделать" овощам, то приходит ночью, поплюет на них или тухлые яйца закопает, или волосы свои, вот овощи и погинют. Поэтому не нужно задевать ведьм, потому что они тебе выбьют все грядки, — верит бабка Настя.

Чтобы дети в поисках молодой моркови или огурчика не топтались по огороду и не вредили там, их пугали, что на грядках прячутся русалки, а в горохе сидит страшная Железная Баба с железной палкой.

Вечером на Ануфрия овощи "ходят гулять", рассказывали в конце 1920-х на Харьковщине корреспондентам Этнографической комиссии Всеукраинской академии наук: "Сразу идет баба в глухой конец огорода и говорит: "Хоть гуляй, а хоть расти, а как будешь расти, то тебя будут уважать, а как будешь гулять, то тебя будут проклинать". Вот, говорят старые люди, что после запугивания становятся они весеее". На Лубенщине молодые женщины пугали огород, придя туда одетыми в кожухи наизнанку — вверх ворсом: "Выходит она посреди грядки и начинает кричать — пугать". Еще и замахивались тяпкой на растения, которые "сидели", — плохо росли:

— Вот смотри только не уроди, так и срубаю.

Верили, что после такого "запугивания" они будут быстро развиваться и дадут хорошую завязь. Чтобы "не попортить овощи", на огороде запрещали есть и громко разговаривать, свистеть или смеяться.

— Всегда собирали шкаралупки свяченых яиц и закапывали их на огороде, чтобы не было осота и пырея, — рассказывает 76-летняя Ванда Аген из райцентра Фастов на Киевщине. — И вобще остатки свяченого, что ели на Пасху, крошки от кулича — все в огород и сейчас закапывают. И троицкую зелень по грядкам раструшивают. Вроде бы это тоже помогает от вредителей, оберегает огород от всякой нечисти.

Чтобы увеличить урожай, в колодец лили свяченую воду и тогда поливали огород. Осыпали его свяченым маком, чтобы не заскакивала бешеная собака и не рыли грядкт кроты.

— Это все женщины делали, потому что только женщины были на том огороде, и работа та считалась чисто бабская. Редко у кого был такой муж, чтобы он там что-то делал или помогал, — говорит Ванда Аген. — И продавали на базаре тоже только женщины. Это теперь там можно увидеть какого-то мужчину, а тогда такого не было.

Деньги, вырученные от продажи овощей, а также молока и яиц, по украинскому обычаевому праву женщина оставляла себе. За них справляла себе обновки или собирала на "материзну" — приданое дочери.

До начала ХХ в. в городке Борисполь существовал обычай по понедельникам устраивать "бабский базар". На нем торговали и покупали только женщины, мужчин туда не допускали. После обеда, как базар окончится, женщины шли в ближайший трактир — на заработанные деньги "запивать" выручку.

Первую высаженную рассаду капусты накрывали макитрой

— До Оноприя, 25 июня, еще можно сажать позднюю капусту и огурцы на осень, — объясняет Ванда Аген из Фастова на Киевщине. — Это были "стратегические" продукты, их на зиму солили в бочках. А в пост это была основная еда с картошкой или кашей.

Заговаривать хороший урожай капусты начинали еще от Сочельника, где этот овощ был обязательным блюдом. На Галичине во время праздничного ужина был такой обычай:

— Ешьте, дети, капусту! — трижды обращался к детям отец.

— Не хотим! — каждый раз хором отвечали дети.

— Ну, когда не едите, то пусть ее летом и гусеница не ест! — говорил отец напоследок.

Этот овощ высаживали до восхода солнца — чтобы рано поспела. При этом хозяйка туго перевязывала голову платком — чтобы капуста головастая была.

— Высаживать рассаду капусты на огород лучше всего на полнолуние, и выбирать нужно женские дни: среду, пятницу или субботу. Потому что капуста — это женское растение, — советует Анастасия Коробко. — Недаром же говорят, что детей находят в капусте.

На Черниговщине молодые женщины сажали ее в белых рубашках, заголившись, чтобы головки капусты росли белые, большие и тугие. Первую высаженную рассаду накрывали макитрой или большим горшком, сверху клали белый платочек, камень и приговаривали:

— Дай же, Господи, чтобы сия капуста такая поросла, как я этот горшок сюда принесла, чтобы была белой, как я белым платком накрыла, чтобы была тугая, как я сим камнем тугим приложила.

— Я еще помню со своей юности, что когда мы утром возвращались с Ивана Купала, те венки, что у нас были на голове, несли и бросали на капусту. Наверное, чтобы она росла такая большая, как голова. Или, может, чтобы оберегать овощи, — вспоминает Ванда Аген.

 

Девушки сажали огурцы в новых ботинках

Огурцы заведено было сеять в мужские дни: понедельник, вторник или четверг. Лучше до восхода солнца — тогда они будут без пустоцвета. На Полтавщине в начале XX в., писал исследователь народных обычаев Василий Милорадович, девушки сеяли огурцы в зеленых лентах и бусах, в новых ботинках, поливали отваром пустоцвета. Тянули ногой на грядку старый лапоть, приговаривая:

— Как я втянула лапоть, чтобы я так обильно срывала огурцы.

Увидев первый цвет на огурцах, хозяйка перевязывала его красной нитью, вытянутой из пояса, и приговаривала:

— Как густо этот пояс вязался, чтобы так и мои огурцы густо вязались в завязь на ботве.

 

Сейчас вы читаете новость «"Бабы раздевались догола и три раза оббегали огород"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть