Ексклюзивы
вторник, 21 марта 2023 22:25

Спецтема: Война России против Украины

"Есть три неподсанкционные сферы, которые больно ударили бы по российской экономике" – Илья Несходовский

Полномасштабная война внесла значительные коррективы в экономику Украины. Перед страной встало много проблем, и в прошлом году мы выживали за счет международной помощи и эмиссии Национального банка. Однако правительство сделало недостаточно для того, чтобы поддержать финансовую стабильность. В то же время планирует грандиозные проекты. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал Илья Несходовский, экономист, директор Института социально-экономической трансформации.

Во вторник Кабинет Министров утвердил План приоритетных действий на 2023 год. "План действий правительства состоит из более 500 задач. Это законопроекты, постановления, программы и проекты. Это положительные изменения для граждан и бизнеса. Это новые реформы. Это трансформация Украины", – сказал премьер-министр Денис Шмыгаль. Что должно быть сделано в первую очередь? Какие шаги нам сейчас наиболее необходимы?

Есть серьезные проблемы с выполнением государственного заказа в оборонно-промышленном комплексе. Есть недоработки. Это касается законодательной, нормативной базы. Вопросы с закупками и с тем, как они проводятся. Есть проблемы с поставками комплектующих для оборудования, которое затем идет на фронт. Нужно освободить от налогообложения такие товары и предприятия, чтобы они могли производить эту продукцию. Нам необходимы украинские предприятия, которые будут работать беспрепятственно и с минимальными затратами.

Половина бюджета идет в Министерство обороны

Режим от государства должен быть максимально благоприятным. Производства – это рабочие места, зарплаты для людей. У нас половина бюджета идет в Министерство обороны. И значительная часть – по заказу. Это мощный толчок для развития нашей экономики. Правительство не сделало необходимых шагов, чтобы обеспечить этот процесс. Чтобы было эффективно и продуктивно, а предприятия могли переориентироваться на такие закупки. Это серьезная недоработка, которую нужно срочно исправлять. Прошел год войны, а у нас нет ответов на эти вызовы. Необходимых механизмов нет. А препятствия есть. Потому что нормативная база и раньше была несовершенна, а сейчас тем более создает проблемы.

Автор: Facebook
  Илья Несходовский – директор Института социально-экономической трансформации, главный эксперт группы "Налоговая реформа "Реанимационного пакета реформ". Он – кандидат экономических наук. Более 20 лет объединяет научную, преподавательскую и практическую деятельность в сфере учета, аудита, государственного контроля и налогообложения. В 2014 году под руководством Несходовского эксперты "Реанимационного пакета реформ" разработали концепцию налоговой реформы, которую взяло за основу Министерство экономического развития и торговли.
Илья Несходовский – директор Института социально-экономической трансформации, главный эксперт группы "Налоговая реформа "Реанимационного пакета реформ". Он – кандидат экономических наук. Более 20 лет объединяет научную, преподавательскую и практическую деятельность в сфере учета, аудита, государственного контроля и налогообложения. В 2014 году под руководством Несходовского эксперты "Реанимационного пакета реформ" разработали концепцию налоговой реформы, которую взяло за основу Министерство экономического развития и торговли.

Что еще нужно изменить? Какие главные проблемы сейчас видите?

Еще один момент касается того, как работает наше правительство. Потому что он в основном занимается показухой. Вроде бы есть программы – для переселенцев, "эРабота", "579". А когда видишь показатели – охватывается всего несколько процентов предприятий. Помогают тем производствам, которые на сегодняшний день достаточно стабильны. В частности, агропромышленным предприятиям на тех территориях, где никогда не было военных действий. Необходимо пересмотреть программу "579", чтобы она была направлена на те предприятия, которым нужны финансовые ресурсы, чтобы оперативно возобновить деятельность. А не на те, кто имеет стабильную реализацию.

Это просто финансовые спекуляции, и экономика не финансируется


Мешает также высокая учетная ставка. Банки дают на депозитные сертификаты 300 миллиардов гривен, вместо того чтобы направлять на экономику. Это просто финансовые спекуляции и экономика не финансируется. Она не располагает необходимыми ресурсами, чтобы создавать рабочие места. Минфин должен работать вместе с Нацбанком, чтобы эти средства пошли в экономику.

Еще одно препятствие – блокирование налоговых накладных. С ноября прошлого года делали определенные шаги, но это до сих пор остается серьезной проблемой. Бизнесу блокируют 20 процентов средств в виде НДС. Это значительно ухудшает условия ведения бизнеса в Украине. И люди думают о переносе на Запад. Вместо помощи государство называет такие предприятия проблемными и не дает возможности работать.


ЕС упразднил квоты и пошлины для украинских товаров. Для нашей продукции есть льготные условия. Но есть препятствия по сертификации. Необходимо, чтобы правительство обеспечивало поддержку в этом процессе. Потому что на данный момент бизнес решает такие вопросы абсолютно самостоятельно. Работа Кабмина недостаточна. Также не следует забывать о поддержке незащищенных слоев населения. Денег мало, но этот вопрос нужно пересматривать. Люди должны иметь средства, чтобы обеспечить себя. В противном случае будут просто переезжать за границу и не будут работать на экономику Украины.

Мы привлекаем средства, чтобы покрывать исключительно наши текущие расходы на пенсии, зарплаты

Правительство поддержало законопроект об увеличении расходов государственного бюджета на 537 млрд грн. Свыше 518 млрд предлагают дополнительно направить на сектор безопасности и обороны, заявил премьер. Что поможет покрыть эти деньги?

Привлекаем средства, чтобы покрывать исключительно наши текущие расходы на пенсии, зарплаты и т.д. Военные нужды финансируются из внутренних резервов. Именно из уплаты налогов и работы украинского бизнеса. В этом решении правительства, скорее всего, ставка на привлечение внутренних резервов – за счет коммерческих банков и предприятий. Но будет ли именно такая сумма – вопрос открыт. Возможно, будут и внешние привлечения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "ООН фактически заблокирована" – дипломат

Как мы в общем справились за этот год? Как долго нас хватит в таком темпе?

В 2022 году мы выжили за счет поддержки внешних партнеров. Это самая большая статья, за счет которой мы привлекали средства. И покрывали много обязательств и перед переселенцами, пенсионерами, бюджетниками.

Второе – за счет эмиссии Нацбанка. Это спровоцировало большую инфляцию, чем в других странах. Но позволило финансировать свои расходы. При этом падение экономики составляет 30 процентов. Почти треть безработных.

Это существенно, но, если учитывать значительную часть территории в оккупации и военные действия, разрушенные предприятия, уничтожение их оборудования, этот показатель не столь плох.


Это явно не правительство военного времени, и они не реагируют оперативно на стоящие сейчас вызовы


Относительно того, как будет дальше, у нас много пессимистов. Но я склоняюсь, что у нас будет плюс. То есть рост в этом году. Вопрос только в том, на сколько. Будет зависеть от того, как будет работать правительство. А к нему много вопросов. Это явно не правительство военного времени, и они не реагируют оперативно на стоящие сейчас вызовы. Даже по этим приоритетам остается вопрос, насколько они адаптированы к войне. Министерства словно живут в мирное время.

Украина планирует наладить производство ядерного топлива, на создание линии по его производству может уйти три года. Об этом сообщили министр энергетики Герман Галущенко и президент Энергоатома Петр Котин. По словам Галущенко, сначала ядерное топливо будет производиться для отечественных атомных энергоблоков, а затем может экспортироваться в другие страны. Насколько это перспективный шаг? Что мы с этого можем реально получить?

Трудно оценить без технических характеристик. Но у нас есть АЭС и топливо. То есть сырье и ресурсы у нас есть, потому теоретически это возможно. Это перспективно, исходя из того, что все для этого есть. Но нужно провести надлежащую работу. Сложные инвестиционные проекты можно решить, только если есть договоренности с международными партнерами о финансировании.

Сейчас совсем другие приоритеты. Надо решать текущие задачи

Нужны ли запуски таких проектов во время полномасштабной войны? Какие здесь есть риски?

Нецелесообразно абсолютно. Сейчас есть совсем другие приоритеты. Надо решать текущие задачи. Только после завершения активной фазы войны можно взяться за такое. А сейчас и без того финансовый ресурс ограничен. Если деньги направлять на этот проект сейчас, то я могу даже сказать, что здесь есть элемент коррупции.

Украина работает над тем, чтобы добавить новые санкции против страны-агрессора Российской Федерации. Внедрение новых ограничений требуется, чтобы Россия не могла адаптироваться к глобальному давлению. Об этом сказал президент Владимир Зеленский. Что мы можем сделать, чтобы этого действительно не произошло?

Есть три сферы, где не применены санкции, но они больно ударили бы по российской экономике. Это бриллианты, ядерная промышленность и минеральные удобрения. Если говорить об уже существующих санкциях, то это работа с теми странами, которые фактически способствуют обходу ограничений ЕС и США и помогают России. Мы видим соответствующие разговоры с Турцией, давшие необходимые нам результаты. Так же нужно говорить и с другими странами.

Надо делать так, чтобы не конкретные производства были под санкциями, а вся российская продукция

Второй момент – это расширение. Потому что предприятия переименовывают, и они якобы уже не под санкциями – это нонсенс. Надо применять санкции более широкого круга. Чтобы не конкретные производства были под санкциями, а вся российская продукция. Следует отслеживать движение морского транспорта. Это также вопрос выявления тех, кто способствует обходу санкций, и применения против них вторичных ограничений.


Украина должна активизировать свою работу. Потому что наш уровень санкций существенно отстает от эффективности ЕС и США. Это недопустимо. Должны наоборот показывать непоколебимость наших санкций в отношении агрессора.

В России прямо говорят, что им помогает параллельный импорт

Почему санкционное давление не работает так быстро, как многим этого хотелось бы? Можно ли ускорить результат?

Санкции не работают быстро. Россия – это не маленькая страна. У нее огромные ресурсы и разветвленные мощности. У них много экономических связей с разными странами. Есть люди, поддерживающие РФ. Потому одним ударом нельзя все закрыть. Но санкции сейчас действуют достаточно эффективно, скапливаются. И это видно хотя бы по выполнению госбюджета России за январь и февраль. У них почти 90 процентов – бюджетный дефицит, запланированный на год. Ситуация в России значительно ухудшается.

Нам нужно не давать возможности обходить санкции. В России прямо говорят, что им помогает параллельный импорт. Это содействие отдельных компаний в обходе санкционной политики. Фактически они дороже и дольше, но могут получить продукцию. Работа с компаниями, помогающими этому, должна быть принципиальной.

Автор: Facebook
  Илья Несходовский: "Санкции не работают быстро. Россия – это не маленькая страна. У нее огромные ресурсы и разветвленные мощности. У них много экономических связей с разными странами. Есть люди, которые поддерживают РФ. Поэтому одним ударом нельзя все закрыть. Но санкции сейчас действуют достаточно эффективно, накапливаются.
Илья Несходовский: "Санкции не работают быстро. Россия – это не маленькая страна. У нее огромные ресурсы и разветвленные мощности. У них много экономических связей с разными странами. Есть люди, которые поддерживают РФ. Поэтому одним ударом нельзя все закрыть. Но санкции сейчас действуют достаточно эффективно, накапливаются.

Анализ торговых данных ООН показывает, что за последний год Германия, Польша и другие европейские страны в несколько раз увеличили экспорт, в том числе электроники и подсанкционных товаров, в Армению, Турцию и Кыргызстан. А оттуда – в Российскую Федерацию. Можем как-нибудь бороться с этим?

Конечно. ЕС отслеживает такие схемы и цепочки. И применяет санкции в отношении тех, кто в этом участвует.

Постепенно достигнем того уровня, что санкции станут для Москвы сверхтяжелыми

Выходит, это всегда точечная борьба?

Россия не стоит на месте. Они будут придумывать новые схемы обхода санкционной политики. Потому не будет такого, что сегодня вы перекрыли, и уже завтра ничего в Россию не идет. У них огромная протяженность границ и выход к морю. Потому это сложно контролировать. Но основные потоки закрываются. И постепенно мы достигнем того уровня, что санкции для Москвы станут сверхтяжелыми.

С момента полномасштабного вторжения российской армии в Украину около тысячи компаний объявили об изменениях своих планов относительно России. Одни заявили о полном выходе и свернули деятельность, другие – только приостановили свой бизнес, или только отказались от запланированных инвестиций, часть – продолжает работу в обычном режиме. Каковы реальные рычаги влияния на эти компании, чтобы они пересмотрели свои решения? Что иностранные фирмы по-прежнему держит на рынке в России?

Жадность. Они инвестировали значительные средства и не хотят их терять. Поэтому продолжают работать, а иногда даже зарабатывать на том, что другие компании вышли. Такие предприятия должны понести ужасные репутационные потери. И весь мир должен называть их спонсорами войны и терроризма. Украина должна реагировать на эти компании. Но сейчас тот же "Ашан" работает в России, и у нас тоже. Руководителям таких компаний следует сказать: либо выходите из России, либо ваша сеть будет ограничена в работе. Райффайзен банк Аваль продолжает работать на территории России. И снова вопрос: почему Украина не предпринимает никаких шагов для того, чтобы напомнить, что они путем уплаты налогов финансируют войну?


Украинское правительство выглядит лицемерно


И таких компаний много. Их продукцию нужно запретить. Мы должны принимать свои решения. Если будем показывать такие шаги миру, это будет понятно. А украинское правительство выглядит лицемерно. Дает зарабатывать тем компаниям, которые финансируют убийства украинцев. Это бред. Должны делать так, чтобы ограничивать их деятельность. А после победы такие компании будут выплачивать репарации наравне со всеми. То, что сейчас зарабатывают, потом должны уплатить в качестве компенсации. Должны уже поднимать такие механизмы. Украина должна быть проактивна, а не ждать и закрывать глаза.

Если Украина не создает условия для бизнеса у нас, никто для нее этого не сделает

Нежелание стран торговать с РФ может создать привлекательную нишу для украинских товаров. Тем более что с 2022 года между Украиной и ЕС заработал "торговый безвиз". Как нам использовать данную ситуацию?

Здесь сложно. Потому что эти ниши тоже могут занять польские, турецкие компании. Если Украина не создает условия для бизнеса у нас, никто для нее этого не сделает. Нам нужно создавать их. А это вопросы регулирования, налогов, финансирования, кредитования и так далее. Если у нас будут надлежащие условия для ведения бизнеса, то продукция наших производителей будет успешно конкурировать на тех рынках, где раньше были белорусы и россияне. Если не создадим условия, не сможем выходить на американские и европейские рынки, чтобы предлагать свою продукцию.

Есть ІТ-сектор. Это для нас может быть однозначно перспективно

Какие наши самые сильные места, самые привлекательные предложения и производства для ЕС? В чем мы можем потенциально выиграть?

У нас сильная сельскохозяйственная продукция. Это здорово, но нам нужно еще. Россия – в основном сырьевая страна. У нас таких мощностей нет. Но есть ІТ-сектор. Это для нас может быть однозначно перспективно. Наши специалисты не хуже российских. А учитывая санкции, которые применили против России, можем иметь преимущество.

В правительстве уверяют, что в течение следующих двух лет Украина может заместить российские товары на рынке Евросоюза на 7-8 млрд. Это звучит амбициозно. А как в действительности? Можем добиться таких результатов?

Все можно сделать, если работать. А так как работает правительство – я не знаю, какие рынки они хотят захватывать. Потому что они много говорят, но мало делают. Программы очень распиарены. Когда смотришь на результаты, возникает вопрос: а что это дает для экономики? Когда у вас три миллиона безработных, а вы объявляете, что у вас несколько тысяч человек трудоустроено – это даже не процент. А преподносят это как решение проблемы.

Если все зависит от Кабмина, то результатов не будет

Это правительство не способно реализовать такие планы. Им нужны только разговоры – как в свое время было о 500 тысячах рабочих мест, 50-процентном росте ВВП и других таких обещаниях. Ни одно из них правительством не реализовано. Если все зависит от Кабмина, результатов не будет. Там пока нет эффективных программ и стратегов, решений, которые бы обеспечили развитие. Сначала говорят об инвестиционном климате, затем блокируют налоговые накладные. Говорят о необходимости дохода инвесторов, затем создают проблемы по покупке украинских активов. И так относительно всего.

К примеру, была программа инвестиционных нянь. И какой самый лучший кейс можно показать?

Могут списать на то, что началась полномасштабная война.

Им все что угодно мешает. То коронавирус, то война. Это правительство нужно менять. Оно не способно к решению ни одной стратегической задачи.

Раньше на Западе много говорили о плане Маршалла. Сейчас разговор затих. Почему это происходит? Что мы уже сейчас можем делать и делаем, чтобы договариваться о восстановлении страны?

Он затих, потому что Запад не готов давать деньги. Говорят, что сначала надо победить, а потом можно будет говорить. Второй момент – а что мы привезли в Лугано? (В июле 2022-го в Швейцарском городе Лугано завершилась Международная конференция по вопросам восстановления Украины. На ней представили план послевоенного восстановления государства. Всего в конференции приняли участие более 40 стран мира и около 20 международных организаций. Итогом стало совместное право на поддержку Украины на пути восстановление после военной агрессии РФ – Gazeta.ua). Подготовили бы качественный документ – тогда был бы разговор. А мы через два месяца напихали туда все на свете и потом предъявили инвесторам. Конечно, в этом контексте никто не захочет говорить. Правительство вместо того, чтобы решать текущие проблемы бизнеса – с логистикой, бензином – вследствие абсолютно бездарных решений его просто не было – начало делить миллиарды, которые кто-то должен дать.


Правительство говорит – дайте деньги, а Запад – дайте проекты, куда их вкладывать


Всё будет, в том числе и эта программа. Но мир понял, что говорить в таком ключе с Украиной сложно. И поэтому сегодня при Международном валютном фонде создали комитет с участием американцев, европейцев. И именно он будет аккумулировать средства, которые потом получит Украина на восстановление. И именно он будет определять, какие именно проекты получат деньги. Чтобы деньги не разворовали. Потому что правительство говорит – дайте деньги, а Запад – дайте проекты, куда их вкладывать. Поэтому сегодня это поставили на паузу. Приоритет – победа в войне.

Сейчас вы читаете новость «"Есть три неподсанкционные сферы, которые больно ударили бы по российской экономике" – Илья Несходовский». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8642
Голосование На какую помощь от Европы и мира Украине следует рассчитывать после войны?
  • Польша обещает "план Маршалла" – большую программу финансовой поддержки
  • Списание всех долгов по внешним кредитам
  • Все средства от конфискации имущества и ресурсов РФ в мире
  • Помощи не будет. Ограничатся поддержкой беженцев
  • Мне безразлично
Просмотреть