Нет собственного контента о ВСУ, который бы захватывал читателя, говорит Gazeta.ua ветеран АТО, писатель, автор-режиссер программы "История Войны" Юрий Руденко.
Почему на седьмом году войны с Россией новостей и сюжетов об агрессии РФ на Донбассе меньше?
Война на Донбассе затянулась, она позиционная. Там не происходит никаких сдвигов - наступлений, или возвращения территорий. Люди к этому привыкли и все меньше обращают внимание на нее.
Интерес возвращается, как только начинаются бои. Например, на Светлодарской дуге, когда наши военные взяли позиции "Кикимора", "Крест", "Звезда" и "5 пост". Бои в Авдеевке тоже привлекли немало внимания.
Это как с новостями о ДТП. Они случаются каждый день по всей Украине, но интересны только масштабные. Это такой логический процесс - события устаревают и меркнут на фоне острых новостей.
Людям надо хлеба и зрелищ. А медиа делают контент, который интересует аудиторию больше.
Люди стали менее склонными к сочувствию?
В 2014 году российская агрессия и вторжение армии РФ в Украину шокировало людей. Они плакали по каждому погибшему. Теперь привыкли, потому что война затянулась, и не является для людей раздражителем. Поскольку у нас президент продвигает "мирное урегулирование" войны, то на фронте пока без изменений. Конфликт замораживается по возможности, ничего не меняется и люди теряют интерес.
Войной, обстрелами и оккупацией интересуются люди или с активной гражданской позицией, или родственники, любимые и дети военных, или жители оккупированных территорий. То есть ту часть наших сограждан, которых война затронула лично.
Другие руководствуются логикой - не показывают, значит там все хорошо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Воины ВСУ ударили по русских наемниках
В чем кроется опасность уменьшения количества новостей о войне и Вооруженные силы Украины?
Угроза заключается в том, что война, как хроническая болезнь. Если не говорить о ней постоянно, то у людей будет падать уважение к военным. До 2014 года наших военных не уважали, а надевать на себя форму Вооруженных Сил Украины было непрестижно.
Когда Россия напала на нас, то ситуация в этом плане улучшилась - о тех, кто ушел на защиту страны начали говорить, как о героях. Украинский военнослужащий стал защитником и уровень уважения и доверия к нему повысился. Эта тенденция должна сохраняться, потому что это нормально. Человек, который сознательно выбрал себе профессией защиту своего отечества, понимая, что может погибнуть, должен быть уважаем в обществе.
Сейчас на фронте динамики нет, поэтому и престиж профессии упал.
Со стратегической точки зрения это очень плохо. В 2014-м дети и подростки хотели идти в армию. Они видели красивых и статных военных в форме, которых уважают другие. На фоне этих впечатлений и патриотических чувств они и пойдут служить.
Человек, который сознательно выбрал себе профессией защиту своего отечества, понимая, что может погибнуть, должен быть уважаем в обществе
Сейчас ситуация изменилась, так как уровень уважения к военным упал. Из-за этого меньше детей в будущем предпочтут связать свою жизнь с военной службой. От этого мы будем иметь большую некомплектность, еще худшую ситуацию. Это может привести к повторной эскалации, потому что нападают на государства со слабой армией.
Чтобы избежать этого, мы должны подавать информацию правильно. Необходимо обращать внимание на исторический опыт, и поднимать интерес людей к военной службе. Из прошлого нам досталось пословица "В здоровом теле - здоровый дух". Зачем он и почему мы должны заниматься спортом, следить за здоровьем, как думаете? Все просто - чтобы в нужный момент взять в руки автомат и пойти на защиту своей страны.
Эта поддержка высокой боеспособности мобилизационного резерва в интересах государства. То есть - это вопрос национальной безопасности и им не должен заниматься рядовой гражданин, потому, грубо говоря, он платит налоги и надеется, что государство его защитит.
У нас есть министерство информационной политики, которое немного иначе работает, но должно агитировать молодежь служить в армии. Чтобы развивать эту отрасль можно использовать все мировые модели заинтересовать граждан в военной службе.
Кстати, Россия для этого создала свою "юнармию", "казачьи полки", где дети бегают с автоматами и играют в свои "зарницы". Россиянам с детства прививают мысль, что армия - это здорово и по достижению совершеннолетия часть из них пойдет служить, возьмет в руки автомат и двинется на войну. Наш враг финансирует повышение престижа своей армии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вражеский снайпер у Новомихайловки подстрелил в нашего воина
В чем заключается проблема освещения войны на Донбассе?
Чтобы рядовому гражданину было интересно читать новости о войне, СМИ должны рассказывать не только сухую статистику обстрелов. Эти сведения повторяются каждый день и они похожи.
Для журналистов здесь начинается сложная и творческая работа: надо находить новые аспекты. Грубо говоря, если на ток-шоу будут ежедневно приходить одни и те же люди, то канал обанкротится, потому что потеряет рейтинги. Учитывая это, владельцы СМИ ежедневно "напрягают" целую команду: дизайнеров, редакторов, журналистов, чтобы каждый раз картинка была "вкуснее", чем вчера.
Еще важная проблема - отсутствие инфополитики, то есть правил освещения темы войны в СМИ. Это должен быть закон, инструкция да что угодно, лишь бы все каналы говорили о событиях на фронте в одной риторике: "Россия оккупировала территории Украины".
Но, к сожалению, у нас такого нет, а антиукраинские СМИ этим пользуются. И из-за этого нам иногда трудно привлечь российских пропагандистов к ответственности.
Благодаря отсутствию единого правила освещения войны на Донбассе, СМИ нагоняют рейтинги негативными новостями и освещением военных в негативном ключе. Даже сейчас в медиаполе больше всего просмотров набирают новости "АТОшник убил".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинские истребители провели зимние полеты: захватывающее видео
Почему такое происходит?
Хорошие новости никто не шарит, потому что нет призыва о помощи. Некому сочувствовать и помогать. Позитивные новости лайкают и все. Это такая особенность.
Поэтому распространяя негативные новости многие СМИ делают себе рейтинги.
Зарубежные СМИ на этот случай имеют методички, в которых положительных и отрицательных новостей должно быть одинаковое количество в выпуске. Как правило, в конце должна быть положительная новость.
Украинские СМИ в эфир пускают новости, на которых проще набить рейтинг и поэтому люди устают от войны, от негатива. В идеале должны сесть умные люди и написать алгоритмы подачи новостей, чтобы плохих и хороших новостей было одинаковое количество.
Процесс усталости от плохих событий - это нормально. Должны менять подачу информацию, она должна быть интересной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россия ведет против Украины войну на истощение- военный эксперт
Какой будет эффект, если все каналы и сайты будут в большинстве своей писать и говорить о войне?
Это будет очень плохо, потому что фишка армии в том, что она сдерживает негатив, то есть врага и войну на Донбассе. Военные сидят в окопах, чтобы на мирной территории все работало: бизнес, экономика, кафешки, дети рождались, чтобы тот же солдат мог вернуться с фронта и расслабиться.
Если все новости будут о войне, негатив, потери, обстрелы, то гражданских и военных загоним в депрессию. Если будем каждый день транслировать пессимистические новости о войне - разница между фронтом и тылом исчезнет. Нивелируется один из смыслов бросать семейный уют, мирную работу и идти воевать в сырость и холод, чтобы другим хорошо жилось.
Это нормально, что в мирной части люди спокойно живут, потому что на востоке люди их защищают
Многие военные в мотивацию идти и защищать Украину вкладывают что-то свое. Для одного - это защита Украины, возвращение домой на оккупированные территории, а для другой - обеспечить мир и свободу своим родным.
Надо понимать как освещать войну на Донбассе.
Если здесь, в тылу, будет то же самое, что и на передке, то и смысла воевать нету. Вот этот нарратив "На востоке война, а здесь жируют" - плохой и позитива для имиджа ВСУ не несет. Это нормально, что в мирной части люди спокойно живут, потому что на востоке люди их защищают.
Нужно продвигать позитив и положительные нарративы и напоминать о войне.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Боевики обстреляли ВСУ из тяжелого вооружения и получили по зубам
Что делать? Как действовать медийщикам, чтобы и общество в депрессию не вогнать и людям было интересно?
На самом деле мы имеем для этого все инструменты. Журналисты должны выходить из зон комфорта, имею в виду жанры, в которых они привыкли делать свои материалы. Если, грубо говоря, репортер пойдет писать портретное интервью, то это уже будет новый взгляд.
Чтобы заинтересовать аудиторию можно, как вариант, снять серию сюжетов о том, как журналист пытается принять участие в учениях. Здесь даже схалтурить можно, имея в виду перенять опыт государства-агрессора. Россияне обогнали нас в теме информационного сопровождения армии на 10 лет.
У них есть целая серия выпусков, где толстый журналист пытается стать водителем танка. Он попал в часть и сталкивался со многими проблемами, которые связаны с его весом. И они еще все так удачно подвязали под здоровый образ жизни, про то, почему важно быть сильным, подкачанным.
Благодаря развитию соцсетей мы получили возможность оказываться в любом месте - на войне, на островах, в парламенте. При этом не выходя из дома.
Какую-либо звезду или журналиста, или ведущего можно отправить в ситуацию, с которой сталкиваются наши граждане. И интереснее будет то, что у главного героя что-то будет получаться, а что-то нет.
Перемирие на Донбассе больше не соблюдается.
Пророссийский агрессор "начинает действовать дерзко, открыто, не пряча свои намерения", заявил глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе по Донбассу Леонид Кравчук в комментарии Гордону.
Комментарии