Такой провокационный слоган имеет нынешний XVI Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA. Состоится в Киеве с 22 по 30 марта. Центральной темой фестиваля стала "Сеть". Она сочетает фильмы, посвященные цифровым технологиям, информационной безопасности и киберпреступности. Представленные ленты исследуют, как цифровая эпоха влияет на права человека. Показывает преимущества и опасности такого стремительного развития технологий.
На фестивале покажут 29 полно- и короткометражных фильмов в конкурсной программе и 48 лент вне конкурса. Традиционно программа состоит из трех секций - DOCU/Украина (полнометражные фильмы), DOCU/Коротко (короткометражные фильмы), DOCU/Мир (международная секция). Также кроме привычных секций DOCU/ХИТЫ, Ретроспектива или Специальные показы, запланирован ряд новых программ, среди которых СЕТЬ (о кибербезопасности) или ИРАН.ЛИЧНО с уникальным лентами от иранских документалистов, или ИЗМЕНИ ЭТО! с откровенными историями трансформаций.
Рассказываем о нескольких достойных внимания лентах.
"Bellingcat: правда в мире пост-правды" (Ганс Пул, Нидерланды, 2018)
Фильм-открытие кинофестиваля знакомит зрителей с деятельностью активистов расследователей организации Bellingcat. Команда занимается резонансными делами - от сбитого Боинга 777, рейса MH17 в июле 2014-го на Донбассе, до отравления российского шпиона Скрипаля в марте 2018-го в Соединенном Королевстве. Журналисты ищут правду во времена фейковых новостей и пропаганды.
Фильм номинирован на приз Rights Now!
"Прогулка по воде" (Андрей Паунов, Италия, США, Германия, ОАЭ, 2018)
Болгарский режиссер Андрей Паунов снял фильм о своем соотечественнике, художнике Христо, известного своими масштабными инсталляциями. Через 10 лет после смерти своей жены и партнерши Жанны-Клод Христо решает реализовать проект "Плавучий пирс", который они с женой обсуждали много лет. В 2016-м Христо мастерит пирс, образованный из полиэтиленовых кубов и желтой ткани через озеро Изео в северной Италии. Пирс становится путем для людей, позволяющим буквально шагать по воде. Фильм начинается за 97 дней до открытия инсталляции. Камера Паунова показывает процесс его создания и характер самого художника Христо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В прокат вышла мелодрама о любовном треугольнике
"Оккупированный кинотеатр" (Сенка Доманович, Сербия, Хорватия, 2018)
Фильм показывает протест молодых активистов после приватизации кинотеатра "Звезда" в Белграде, Сербия. Хотя в Европе было много примеров оккупации кинотеатров, история "Звезды" привлекла внимание как отечественных, так и зарубежных СМИ. Дебютный полнометражный фильм Сенки Домановича показывает проблему оккупации и борьбу с ней глазами инсайдеров.
Обанкротившуюся кинокомпанию "Белград" и ее 13 кинотеатров приобрела сомнительна фирма. Большинство из них закрыли. В 2014-м группа кинематографистов и общественных деятелей добились открытия "Звезды".
"Последствия VR: Евромайдан" (Сергей Полежака, Алексей Фурман, Кирилл Жилинский, Украина, 2019)
В специальной программе фестиваля, посвященной виртуальной реальности, покажут фильм, позволяющий зрителю пройти путем протестующих, которые сражались за улицу Институтскую с силами спецподразделений 20 февраля 2014-го. В тот день по протестующим с битами и деревянными щитами открыли огонь спецназовцы. Погибло 50 человек. Через несколько дней президент Виктор Янукович сбежал в Россию. Режиссеры воссоздали улицу, где произошла бойня, с помощью фотограмметрии. В основе истории - хроника того дня и архивные видеозаписи. Воспоминания очевидцев сняты в формате 360 ° как видеоинтервью, записанные на тех же местах, где они стояли в то утро.
"Непокой" (Дженнифер Бри, Великобритания, США, 2017)
Это фильм о новой болезни нашего времени - синдроме хронической усталости. Молодая режиссер, магистр Гарварда готовится к свадьбе. Вдруг ее тело начало подводить, поднялась высокая температура, она не могла встать с кровати из-за полного истощения. Оказалось, что от этой болезни страдают миллионы людей по всему миру. Опираясь на интервью с людьми с хронической усталостью, и на основе наблюдений собственных состояний, Дженнифер Бри создает портрет всего, что ей пришлось пережить и потерять. Сама Бри описывает свое состояние так: "Это похоже на то, будто ты похоронена заживо". И призывает людей пересмотреть свое отношение к этой, казалось бы, вымышленной болезни.
"24 кадра" (Аббас Киаростами, Иран, Франция, 2017)
Последний фильм классика иранского кино Аббаса Киаростами родился из его любопытства: что происходит в момент до и после фотографирования? Режиссер не завершил работу над фильмом, умерев в 2016-м в возрасте 76 лет. Это экспериментальное кино. Киаростами изобрел необычный технический метод: анимировал и объединил двадцать фотографий из личной коллекции. С помощью цифровых средств, скрытых трехмерных вставок и зеленых экранов режиссер оживил эти изображения прошлого и попытался воспроизвести эмоции, которые испытывал, снимая их. Фильм течение 3-х лет создавала команда иранских специалистов. Киаростами наполнил свой фильм ветром и волнами, воронами и снегом. А вот людей в нем совсем мало.
Комментарии