- Ты посмотри, какая ткань была в 19 веке, сейчас такой не купишь, - переговариваются две женщины, рассматривая традиционные старинные украинские костюмы, на телефон фотографируют вышивку на рукавах женской рубашки. 5 февраля в Мыстецком Арсенале в Киеве открыли проект "Окна". Посреди главной галереи Арсенала стоят манекены в этнических костюмах из разных областей Украины. Селфи делать можно, касаться одежды - нет. Напротив на стенах двухметровые снимки окон старинных домов. На выставке их 70, всего же директор "Музея Ивана Гончара" Петро Гончар сфотографировал более 3 тысяч окон.
- Кроме окон снимаю еще ворота, заборы, калитки. Этот проект называю "Граница" - все, что нас разделяет, - рассказывает Петр Гончар. - Отделка окон отличается по областям: где леса, там резьба из дерева. В южных областях часто ставили деревянные ставни. Они как крылья - их закрывали на день, потому что жарко. Больше всего меня цепляют полуразрушенные дома: когда снимаю, любуюсь трещинами, фактурой стены. Бывает зайдешь в дом, там давно никто не живет, а окно украшенное осталось. Большинству домов, которые фотографировал, по 100-120 лет. Сейчас уважительное отношение к окну исчезает. А когда-то к нему чуть ли не молились, потому что пускает внутрь свет от солнца.
- Эта рубашка с Полтавщины украшена швом "вырезание" - это очень кропотливая работа, - объясняет этнограф и мастер народной вышивки Юрий Мельничук. - Сначала нитками обшивали контуры геометрических фигур, затем середину вырезали - нельзя было ошибиться ни на одну нитку. Тогда изнутри делали "заплутку" нитей, чтобы не распускались. Для таких рубашек полтавки брали самое тонкое и самое белое полотно - тогда вышивка выглядит богатой. Кроме рубашки в этом костюме есть плахта с крыльями - на нее идет 4 метра ткани. Но плахту надевали только на праздник, в ней к корове никто не шел. Этот плетеный пояс сделали вручную без станка: просто натягивали нити и перебирали их руками. Когда женщина шла на ярмарку, подвязывала на пояс карман, куда складывала деньги.
В обыденной одежде карманов не было, потому что деньги нужны были только на базаре. На голове - терновый платок. Многие люди думают, что терновым платок называли потому, что ткань настаивали на терновых косточках, чтобы не болела голова, или красили в темно-синий цвет, как терн. На самом деле терновыми называли все платки с фабричной тонкой ткани. Название пошло от мануфактур француза Гийома Луи Терно. Его мануфактур было много по всей Российской империи, поэтому такие платки часто встречаются в 19 веке. У украинок врожденное чувство вкуса и пропорций. Еще Репин говорил, что лучше в мире одеваются украинки и француженки. К тому же, по этим костюмах можно сказать, что украинки имели изящные фигуры и лебединые шеи. При этом девушка несла два деревянных ведра на коромысле - сегодня не каждый мужчина такое далеко понесет.
Проект "Окна" будет проходить в Мыстецком Арсенале до 1 марта. Экспозицию дополняет отдельная детская программа "Арсенал идей". Народные мастера учат детей и их родителей делать игрушки из сена, куклы-мотанки, читают лекции о традиционных украинские ремеслах. Детям до 12 лет вход бесплатный, взрослый билет стоит 40 гривен.





















Комментарии