О премьерах на сценах столицы рассказывает 72-летняя Валентина Заболотная - театровед, внучка актера Амвросия Бучмы.
Как оцените постановку "Перехресні стежки", которой начали 93-й сезон в Национальном театре имени Ивана Франка?
При том, что у представления красивое оформление зеркалами, увидела в ней не совсем удачную инсценировку и соответствующую режиссуру Дмитрия Чирипюка. Постановщик путает свои режиссерские средства и не восстанавливает единство стиля, заканчивает представление мелодраматическим белым шарфом на мосту, от которого - хоть стой, хоть плачь. Все актеры у него работают в разных стилях и они в этом не виноваты, ведь выполняют задания режиссера. Понравилась экспрессивная игра Петра Панчука в роли Стальского. Олег Стальчук показал театр в духе корифеев, эмоциональный, наполненный. А Рафалович в исполнении Александра Форманчука - это попытка интеллектуального европейского стиля, но у него не хватает драматургического материала, чтобы вести это до конца. Сюда же отнесла бы и актрису Елену Фесуненко, которая играет главную женскую роль. Она тоже какая-то не отсюда. Красивая женщина, достаточно естественно высказывается, но психологическая игра, с судьбой, которая заложена у Франко, не убеждает.
Чего ждете в новом сезоне от франковцев?
Этот театр находится на пороге пересмотра всей своей предшествующей истории. Эксперименты, которые проводил Богдан Ступка, не дали, к сожалению, достаточно убедительных результатов в виде постановок. Хотя он вел интересно. Сам не вмешивался в режиссуру, приглашал режиссеров с разными взглядами на искусство. Труппа мне кажется сейчас искусно разбалансированной. Надеюсь, что новый художественный руководитель театра Станислав Моисеев найдет общий язык с актерами. Труппа Франка огромная, а это очень плохо для театров. Станислав по характеру своей режиссуры направлен на внутренний мир человека. Думаю докажет, что имеет право управлять таким большим коллективом, первой сценой страны. Весь прошлый сезон он готовил в Молодом театре сценическую версию романа Федора Достоевского "Бесы". Если он будет завершать этот проект, то я ему не завидую. Надо будет отказаться от "Бесов".
"Молодой театр" возглавил Андрей Билоус. На что способен этот режиссер?
Не со всеми его представлениями, которые пришлось видеть, я соглашаюсь. В "Украденном счастье" в театре "Созвездие" он перенес действие в 1937 год и вместо жандарма Михаил вышел чекистом. В "Сирано де Бержераке" с "Левого берега" мне не понравилась трактовка образа Роксаны. Он из нее сделал великосветскую проститутку, а мне кажется, у нее немножко другой характер. Потому что если она проститутка, то разрушаются логические мотивации поступков мужчин вокруг нее.
Но Белоус режиссер, который умеет работать с актерами. Умеет повести артиста за собой, не навязывая свою волю, а договариваясь, тогда исполнитель раскрывается, становится убедительным на сцене. Его знаковые спектакль - "Высшее благо в мире" по Тургеневу. Всегда жду в спектаклях Андрея Белоуса актерских удач, достижений. За Белоусом пойдет большое количество исполнителей младшего или среднего поколения, потому что он иногда предлагает такие парадоксы, которые старшему поколению бывает нелегко пережить.
Белоус один из учеников Эдуарда Митницкого, какая ситуация нас ждет в его Театре на Левом берегу?
Эдуард Маркович воспитал немало талантливых режиссеров и сейчас дает работу своим ученикам. Сейчас по мотивам повести Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" режиссер Алексей Лисовец готовит "Фому Опискина". Переход театра "Свободная сцена" Дмитрия Богомазова под крыло своего учителя (с прошлого сезона театр Дмитрия Богомазова "Свободная сцена" кроме показа спектаклей в своем помещении на ул. Гончара использует малую сцену театра на Левом берегу) - это организационные вещи. Богомазовская "Свободная сцена" продолжает существовать в этом малом пространстве - это всегда экспериментальная драматургия, которая редко где идет.
Сезон Левый берег начал с постановки "Войцека" Богомазова на большой сцене.
Это очень проблемная пьеса, ей уже 180 лет и она не дописана автором. Франц Войцек - полковой цирюльник, типичный "маленький человек". Армейский врач издевается над ним, унижает начальство, любимая изменяет за пару золотых сережек, затравленный Войцек решается на его убийство, протестуя против такого существования К этому сюжету присматривался и Курбас, и другие выдающиеся режиссеры. Практически мало у кого это получилось как следует. Хотя я видела очень неплохой спектакль на малой сцене Театра юного зрителя в постановке Виктора Гирича. В "Войцеке" Богомазова не разобралась до конца, но спектакль нравится единством стиля. Искусственный, измученный мир драматурга Дюхнера режиссер подал своими фирменными приемами. В этой искусственности была попытка противопоставить жизненность, теплоту самого Войцеха, героя Виталия Линецкого, но его все время сбивало на эту искусственность окружение и это противопоставление тепла и холодности передано убедительно. В целом ситуация в этом театре наиболее спокойная среди других.
Чего не скажешь о Театре на Подоле Виталия Малахова.
Дай Бог пережить то положение, в котором они находятся, практически на улице. Потому что играть на малой сцене Дворца Украина можно лишь некоторые их представления. Малахов достаточно сильная личность, думаю ему удастся удержать свой коллектив от разрушения. В их планах "Иван Васильевич" по пьесе Михаила Булгакова. Зритель на память знает экранизацию Леонида Гайдая, но ожидания будущих премьер дело неблагодарное. Думаешь увидеть что-то очень знакомое, приходишь в театр, а там нечто противоположное, все-таки надо дождаться представления. Очевидно у режиссера есть видение материала, проблема, которую он хочет там поднять, думаю будет что-то другое, чем кино. Малахов порадовал спектаклями прошлого сезона "Прошлым летом в чулымских" и "На дне", которые унесли почти все киевские театральные награды "Пектораль". Я внучка Амросия Бучмы, существует также награда моей семьи "Бронек", которые за прошлый сезон тоже все достались актерам и представлениям Театра на Подоле.
Следите за театрами в других городах Украины?
Меня больше интересует центральная Украина. Здесь надо обращать внимание на три театра. "Академия движения", театр из Кривого Рога, только с помощью пластики они очень убедительно подают Тараса Шевченко, "Маленькие трагедии" Александра Пушкина. Запорожский муниципальный театр "VIE", который расположен на острове Хортица, интеллектуальный, эстетский, но очень интересный своей неожиданностью. Уникальный театр "Верим" из Днепропетровска, поскольку вырос из детской самодеятельности дворца пионеров. Постепенно снискал расположение зрителей, актеры стали профессионалами, театр муниципальным. Последнее, что у них видела, был спектакль "Дульсинея Тобосская" по мотивам Дон Кихота - своеобразная, причудливая представление, как и все в этом театре.
Львовский театр Заньковецкой находится в контрастных состоянии: одновременно есть убедительные гармоничные интересные спектакли и есть провальные.
Во Львове есть театр Леся Курбаса под руководством Владимира Кучинского. То, что они привозят в столицу, всегда является эстетической неожиданностью. Всегда жду от них чего-то совершенно нового. Очень удивило, как они поставили "Лесную песню" Леси Украинский. Сильно сократили текст. Все представление превращено в фольклорный ритуал.
Почему на украинской сцене почти не ставят современных украинских авторов?
Есть очень интересные постановки по Марии Матиос в Ивано-Франковске и Черновцах. Мария идет сейчас в политику, боюсь за этот ее шаг, потому что наши поэты не раз уже ходили в Верховную раду и нас разочаровывали. Политика - это другая совсем профессия. Буквально позавчера я разговаривала со Станиславом Моисеевым, рекомендовала в репертуар театра Франко включить что-то из Матиос, берусь сделать инсценировку, пусть он только выберет произведение. Эта автор сейчас номер один в украинской прозе. Из краинских драматургов интересных, кроме Натальи Ворожбит, вспомнить трудно. Хотя давно не видела и ее пьес на нашей сцене. Наталью активно ставят в России, Европе. Ладно, чем больше нас в мире, тем более к Украине внимания как к театральной стране.
Комментарии
3