Ексклюзивы
понедельник, 19 апреля 2021 16:53

Центры психологической поддержки помогают детям, потерявшим родителей

Грусть - это не то, что надо пережить. А то, с чем нужно научиться жить.

Об этом говорит датский режиссер Катрине Филп. Сняла фильма "Что-то прекрасное осталось позади" об организации "Хорошее горе" в американском штате Нью-Джерси. Создает центры психологической поддержки. Работают с детьми, недавно потеряли кого-то из родителей или обоих.

Лента изображает, как "Хорошее горе" помогает научиться говорить о смерти и справиться с эмоциями от пережитого.

Постановщица представила ленту на 18-м Международном фестивале документального кино о правах человека Docudays UA. Проходил в формате онлайн.

Автор: facebook.com
  Документальный фильм "Что-то прекрасное осталось позади" совместного производства Дании и США показывает, как в американском консультационном центре "Хорошее горе" помогают детям, у которых недавно умерли родители или близкие, справиться с опытом потери
Документальный фильм "Что-то прекрасное осталось позади" совместного производства Дании и США показывает, как в американском консультационном центре "Хорошее горе" помогают детям, у которых недавно умерли родители или близкие, справиться с опытом потери

Когда решили сделать кино на эту тему?

- Все началось с того, что приблизилась к ситуации, когда могла потерять сестру. Я наблюдала беспомощность своих близких, которые оставались рядом с ней, когда она боролась за жизнь. К счастью, сестре удалось выжить, но это повлияло на всю нашу семью.

Тогда захотела исследовать эту тему. Было интересно, как дети переживают печаль и горе. Подумала, что было бы прекрасно послушать, насколько они могут быть открытыми к различным вопросам. И так же взрослые вокруг. Эта идея захватила меня.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Когда вакцины нет, государство нарушает договор с обществом

Несколько лет спустя мои продюсеры услышали. Мы начали искать, узнавать. Нашли место "Хорошое горе" в Нью-Джерси, директор которой сразу пригласил нас снимать. Начали уже через две недели.

В фильме нет повествования в кадре или за кадром. А когда говорят взрослые, то обращаются не к аудитории, а к детям в центре. Почему выбрали именно такой подход?

- Мы не обращаемся к зрителю, не привлекаем экспертов для объяснения этапов переживания печали. Просто выслушиваем детей. Они фантастически сильны. Рассматриваем грусть с их точки зрения - с самого начала считали, что так делать правильно. Передаем их восприятие. У них много мудрости и стойкости, которой мы, взрослые, могли бы поучиться.

В "Хорошее горе" приходят, чтобы переживать печаль, травматический опыт вместе. Общаются на групповых встречах. Дают волю своему отчаянию. Могут покричать или поиграть. Например, в комнате с кинетическим песком, которого приятно касаться и лепить из него фигуры и здания. Игра - вообще прекрасный способ, благодаря которому дети выходят из своей печали.

Автор: facebook.com
  Режиссер Катрине Филп закончила Национальную киношколу Дании в 2009 году с документальным коротким метром "Книга Мири". В 2014-м получила Приз зрительских симпатий на Американском фестивале документального кино за свой дебютный полный метр "Танцуй для меня". В том же году стала соучредителем продюсерской компании Good Company Pictures. В прошлом году лента Катрине Филп "Что-то прекрасное осталось позади" получила Приз главного жюри за полнометражный документальный фильм на фестивале SXSW в США
Режиссер Катрине Филп закончила Национальную киношколу Дании в 2009 году с документальным коротким метром "Книга Мири". В 2014-м получила Приз зрительских симпатий на Американском фестивале документального кино за свой дебютный полный метр "Танцуй для меня". В том же году стала соучредителем продюсерской компании Good Company Pictures. В прошлом году лента Катрине Филп "Что-то прекрасное осталось позади" получила Приз главного жюри за полнометражный документальный фильм на фестивале SXSW в США

Как удалось достичь, чтобы дети привыкли к камере, к вашему присутствию?

- Семьи наших героев быстро начали ощущать комфорт рядом с нами. Доверие - в таком случае самое важное. Потому что камера могла быть дополнительным давлением. Никогда не знаешь, когда можешь просто открыть дверь и запустить съемочную группу. Работа над документалистикой - это как танец. Неизвестно, как герои будут вести себя и как вам реагировать в следующее мгновение. Надо просто почувствовать их состояние, атмосферу в помещении центра. Мы знали, когда надо выключить камеру.

Какие были особенности съемок?

- Снимали в течение года с перерывами. На съемки летала с другой стороны Атлантического океана. В течение последнего месяца вообще переехала из Копенгагена в Нью-Джерси на временное проживание вместе с мужем и двумя детьми.

Мы перестали быть просто съемочной группой. Чувствовали себя друзьями. За несколько дней дети из "Доброго горя" привыкли к нашему присутствия, нашли с нами общий язык. Особенно с моим мужем. Он потерял мать, еще когда был маленький. Поэтому также ползал по полу вместе с детворой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Донбасс можно показать так, что будет похож на Сирию

Во время съемок неожиданно умер мой отец. Это была значительная потеря для меня. Поэтому стала будто частью сообщества "Доброго горя". Это была терапия. Я признала, что нормально - переживать горе. А также радоваться, что удалось всю жизнь прожить с отцом. Не все имеют такую ​​возможность.

Автор: facebook.com
  Фильм "Что-то прекрасное осталось позади" показали в центральной программе "Полное выздоровление" 18-го кинофестиваля Docudays UA. Посвящен работе организации "Хорошее горе" в Нью-Джерси. Предлагают целостный подход к траура. Учат детей, как справиться с горем и прожить печаль со смелостью, искренностью, юмором и любовью
Фильм "Что-то прекрасное осталось позади" показали в центральной программе "Полное выздоровление" 18-го кинофестиваля Docudays UA. Посвящен работе организации "Хорошее горе" в Нью-Джерси. Предлагают целостный подход к траура. Учат детей, как справиться с горем и прожить печаль со смелостью, искренностью, юмором и любовью

Чувствуете ли, что лента изменила вас лично?

- Да. Меня вдохновили дети из "Доброе горя". Научили стойкости.

Также я видела, как они сосуществуют и переживают похожий кризис потери. Но могут быстро входить и выходить из чувств. В одно мгновение счастливые и довольные, а в другую могут быть печальными. Это очень чистые, настоящие чувства. Горе похоже на волны. Иногда вы наверху, а иногда в отчаянии. К тому же грусть отличается у каждого человека.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Немец спас карпатских буйволов

Мы создавали фильм, чтобы траур перестал быть темой табу. Чтобы об этом могли открыто говорить. Делиться своими чувствами и эмоциями, не бояться разговоров о смерти. Я думаю, что дети как раз нам показывают, как надо реагировать на потерю близкого человека.

На самом деле речь идет о продолжении жизни. Грусть - это не то, что надо пережить. А то, с чем нужно научиться жить. Ведь останется навсегда. Организация не учит исключительно справиться с горем. А объединяет людей, имеющих подобный опыт, помогает найти взаимосвязь.

Мы не обсуждаем подобные вопросы в нашей стране. Тема до сих пор считается некультурной, из-за нее люди чувствуют себя неудобно. Чувствовали ли подобное у себя на родине? Для вас это способ как раз решить проблему?

- Делали ленту в США, потому что у них есть целые организации, которые занимаются этой проблемой. Предлагают различные подходы, как справиться с горем.

А в Дании на самом деле не всегда говорят о глубоких чувствах. Или делают это приватно, закрыто. Мне кажется, это характерно для многих стран. Трудно проговаривать обычные, понятные, хотя и тяжелые эмоции.

Благодаря кино хотела преодолеть эту проблему. Когда встречаем людей, которые кого-то потеряли - способны лучше и легче обсуждать это. Так можем помочь друг другу, поддержать словом, эмпатией. А во время пандемии есть особое чувство общности, единства. Определенным образом сейчас весь мир в печали. И надо найти взаимосвязь. Это то, что делает нас людьми.

Лента отражает, как нам надо справиться с таким полным стресса периодом в нашей жизни. Это путешествие, которое излечивает.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Конь-волонтер помогает животным и людям на фронте

18-й Docudays UA длился 26 марта по 4 апреля. В этом году фестиваль посвятили праву человека на здоровье. Тема - "Полное выздоровление". Представили 105 лент из более чем 30 стран. Провели 36 трансляций бесед с кинематографистами и правозащитниками.

В международном конкурсе Docu/Мир победила картина "Укрощение сада" грузинского режиссера Саломе Джаши. Рассказывает о хобби бывшего премьер-министра Грузии, миллиардера Бидзины Иванишвили. С 2016-го собирает столетние деревья, растущие вдоль побережья страны. Их выкапывают и перевозят в сад чиновника, привязывают железными тросами.

Большинство экранного времени занимает перевозка бука весом более 1 тыс. т. Дерево окапывают, обшивают досками, грузят на платформу, буксируют двумя тягачами. Затем переносят на баржу, везут по морю, перебрасывают на пирс.

Главную награду национального конкурса Docu/Украина получила "Земля Ивана" Андрея Лисецкого об одном из последних народных художников Украины Иване Приходько из села Дударков Бориспольского района Киевской области. Рисует зверей и птиц, казаков, ангелочков, орнаменты. Делает деревянные игрушки. Поет и танцует, проводит ритуалы.

Приз зрительских симпатий достался французской постановщице Элеонор Вебер. В основу фильма "А ночи уже больше не будет" положила архивные видео американских и французских военных в Афганистане, Ираке, Сирии.

Лауреаты получили по $1 тыс.

Сейчас вы читаете новость «Центры психологической поддержки помогают детям, потерявшим родителей». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі