- Киев мне напоминает глухую Рязань, в которую бросают куски фарша, давно перемолотого в московской мясорубке, - нардеп Тарас Чорновил, 49 лет, пьет львовский кофе за сценой в Мистецькому Арсеналі.
- Проблема столицы - что это город-горнило, в котором все вместо того, чтобы перевариваться, - перемалывалось. В 1930-х из Киева жестко выжгли старую украинскую культуру. Читаем Булгакова, но параллельно здесь были Старицкий, Косачи. Вокруг них многое вертелось. Кое-кто из них переехал из Львова, например Курбас. Но не на голое место. Позже Богдан Ступка не смог бы вырасти в Киеве на пустом месте. Когда же всю культуру фактически уничтожили во второй половине 1950-х, в столицу началось массовое переселение из окружающих сел. Могли бы привнести свою хорошую центральноукраинскую культуру, но тупая русификация превратила Киев в рагульский город. И таким он был до начала 2000-х. Сейчас ростки украинского сознания, к сожалению, зарождаются не из старого колоссального слоя, а создаются заново.
Львов - до сих пор культурная столица страны?
- Его влияние на Украину растет. Хоть интеллигенцию у нас дико презирают, но она еще влияет на состояние дел. Классическая музыка - уровень невероятный, произведения Людкевича, Скорика, Колессы. Также мощный львовский толчок - группа "Мертвий Півень". Благодаря ее лидеру Михаилу Барбаре в Харькове зародился театр "Арабески". Очень полезное явление европейского уровня.
Осознание потребности независимости Украины началось во Львове. А в середине 1990-х город испытал страшное разочарование в пути, по которому пошла страна. Он замер. Тогда интересные сдвиги происходили в Харькове, Одессе. А во Львове длились криминальные разборки и оставалась привычка покупаться на хорошую вышиванку. Плюс огромный отлив львовян в Киев. Никто не знает, сколько галичан в столице. Где-то около 100 тысяч. И не на последних должностях. На первых их, как правило, нет. Однако в среднем звене управления бизнеса - много.
Во Львове есть состоятельные украиноязычные люди, часто даже неукраинского происхождения. Традиции львовских аптек и кондитерских в городе возрождает этнический россиянин Андрей Ионов. В отличие от Киева, где местные богачи не хотели с украинским иметь ничего общего. Хотя сейчас это изменяется.
Какие преимущества Львов имеет перед Киевом?
- Галичина не испытала такого генетического потрясения, как Голодомор. Городскую культуру центра Украины уничтожили до Второй мировой. Львовяне советскую власть как деморализующую по-настоящему почувствовали лишь в 1946-ом, когда ликвидировали греко-католическую церковь. Но в душу все равно не залезли.
В 1970-х, если киевляне хотели почувствовать себя в Европе, ехали во Львов на кофе. Сейчас скажи киевлянину, что посиживать в кафе - это львовская привычка, пошлет.
Комментарии