33-летний россиянин Игнат Солженицын за пультом дирижера чем-то похож на колокол. Особенно, когда тянется острием палочки к глазу небрежного барабанщика. Игнат приехал из Филадельфии в Киев на фестиваль "Виртуозы планеты". Закончив репетицию в столичной филармонии, вытирает пот со лба и медленно идет в гримерную. Увидел девушку из оргкомитета, остановился:
— Скажите вашим журналистам, что это неуважение — упоминать в репортажах только мою фамилию и забывать о музыкантах. Я здесь не кем-нибудь дирижирую, а филармоническим оркестром уважаемого Николая Дядюры! — Солженицын поворачивается ко мне. — Запишите это обязательно!
Потом обращается к дирижеру Дядюре, который замер рядом с си яющей благодарностью в глазах:
— Скажите, коллега, правильно ли я поступил, что отпустил оркестр на десять минут раньше?
Тот искренне улыбается:
— Что вы, ведь лучший дирижер — тот, кто освобождает музыкантов от ненавистной им работы!
Заходим в гримерную. Солженицын садится. На столе бутылка минералки и плитка шоколада. Игнат смотрит на них, потом делает большой глоток и берет шоколадку. Надкусывает и снова пьет.
— Папу депортировали из СССР, когда мне было 18 месяцев, — произносит, как по заученному.
Отец Игната — российский писатель Александр Солженицын, 88 лет. За критические замечания об Иосифе Сталине писателя на восемь лет без суда бросили в тюрьму. Там он заболел раком желудка и чудом вылечился. В 1970-м Александру Солженицыну дали Нобелевскую премию по литературе. А в 1974-м писателя обвинили в государственной измене и депортировали с семьей в Цюрих. Потом Солженицыны переехали в Америку.
— Мы принципиально говорили на русском — в американской школе из-за этого у меня были большие проблемы. Сильной ностальгии по России не было. В родительском доме в американском штате Вермонт на улице стоял большой белый камень. Отец говорил, что это спящий конь стоит. Когда он проснется, отвезет нас в Россию.
В Киеве вы дирижируете Десятой симфонией Шостаковича. Ваш отец знал композитора?
— У него с Шостаковичем были сложные отношения. Дмитрий Дмитриевич уважал его как писателя. Даже оперу по "Одному дню Ивана Денисовича" хотел писать. Но советовал сидеть тихо и не связываться с "кремлевской бандой". Папа же, верующий человек, не выносил атеизма Шостаковича и его социально-пессимистическое настроение. Об этом очень обстоятельно написано в книге Соломона Волкова "Художник и царь". Он мне экземпляр прислал по почте.
Говорит, регулярно переписывается с отцом э сэ мэ сками.
— В пути нско й России чувствую себя как дома. Отца там уважают. Экранизировали его роман "В круге первом". В феврале вся Москва была завешена бигбордами с его рекламой. Даже слоганы придумали: "Миронов мотает свой срок", "Чурикова едет за мужем по этапу".
У нас этот фильм ходит в пиратских копиях.
— Да пусть себе люди смотрят! — смеется. — Помните, как в законе Владимира Мономаха написано: "А еще кто книги дорого дает — бить много". Этого никто не отменял.
Спрашиваю, какой музыкой увлекался в юности.
— Рок-группами. "Блек Саббат", "Лед Зеппелин", "Кисс". Отец этого не понимал. Но если музыка гремела на весь дом, терпел молча.
О классической музыке вспоминает с меньшим воодушевлением:
— Дома, в Вермонте, был старый рояль — еще от старых жильцов остался. В шкафу завалялась коллекция легкой классики. Нот меня научил сосед. Как-то к нам в гости приехал Ростропович. Увидел меня за роялем и закричал: "Что же это у вас такой талант пропадает!" И отвез меня, куда следует.
Говорят, вы не любите традиции русской фортепианной школы?
— Россияне заставляют на первый план выталкивать себя самого. Чтобы сразу все услышали: играет "пианист Пупкин". Но, если мы этого Пупкина слышим в каждом произведении, это значит, что он везде одинаковый. А исполнитель должен быть саламандрой. А еще лучше — хамелеоном.
Русской музыке тоже достается:
— Все, что понаписывали русские композиторы для фортепиано, нельзя сравнить с их симфоническими произведениями. Не тот масштаб, не та глубина. Другое дело — Европа, немецкая музыка, — говорит с восторгом. — Послушайте сонаты Бетховена, Шуберта, Брамса. У того же Мусоргского хочу играть не только несчастные "Картинки с выставки", но и что-то на уровне "Бориса Годунова", "Хованщины", "Песен и танцев смерти"!
Почему вы пошли в дирижеры?
— Дирижерская карьера помогает мне как пианисту. Но времени совсем не хватает. По ночам играю! Отказываюсь от выступлений.
Говорит, доволен, что занимается любимым делом. Тянется к шоколадке, но на полдороги рука останавливается. Голос становится грустным.
— В Европе вся власть принадлежит профсоюзам. Они вроде бы помогают музыкантам, но по сути своей антиартистические. Часто выступают против того, в чем нуждается искусство. Дирижер может убеждать лишь на уровне своей харизмы, личности. Дирижер — очень одинокая профессия.
1973, 24 сентября — родился в Москве, в семье писателя Александра Солженицына
1974 — депортация в Германию, переезд в США
1987 — как пианист поступает в Лондонскую королевскую академию
1993 — первый визит в Россию с концертным туром
1994 — становится дирижером Филадельфийского камерного оркестра
1999 — женится на враче-психиатре Керолин
2001 — рождается сын Дмитрий
2003 — рождается дочь Анна
2006, 15 сентября — дирижирует в Киеве на международном фестивале "Виртуозы планеты"
Комментарии