- Возмущайтесь! Возмущайтесь! Возмущение - это начало сопротивления! - выкрикивает на русском языке из балкона французская актриса Лиз Мёне, 35 лет.
В нерабочем цехе завода металлоконструкций на столичных Выдубичах ее слушают несколько сотен человек. 21 сентября там начался фестиваль современного искусства "ГогольФест".
Артисты в белых плащах выбивают ритм на барабанах. Танцуют с факелами.
- Скоро будет "ГогольФест" - и это уже сопротивление, - продолжает француженка. - Без денег, но с энергией. С талантливыми людьми, которые хотят и действуют.
После ее слов 3-метровую ржавую голову Николая Гоголя обливают бензином и поджигают. В 2008-м скульптуру сделали из перфорированного металла. Ежегодно она переезжает вместе с фестивалем. Стала его символом. В прошлом году "ГогольФест" не состоялся из-за нехватки финансирования. В этом году организаторы устроили его своими силами. 267 волонтеров работают на мероприятии бесплатно. Вход на большинство событий - бесплатный.
Цех завода разделили забором на две половины. В одной происходят концерты и представления. В другой - выставка картин и скульптур.
- Художники на моем огороде не работают. Занимаются только творчеством, - киевская художница Алевтина Кахидзе, 39 лет, рассказывает о своем проекте "Расширенная история Музычей". Она в белом переднике. Из его карманов видно сено. Через весь зал белой краской нарисовала на полу план своей резиденции для художников. На месте с подписью "кухня" на электроплите женщина заваривает в кастрюле мятный чай. - Четыре года назад муж построил в селе Музычи на Киевщине имение, куда приглашаем работать художников. За это время их было 11, - наливает гостям чай и проводит экскурсию. - Здесь живут художники. Рядом наш дом. Имеем четыре собаки и два кота. И у них есть свои дома. План вышел на 16 метров, на самом же деле резиденция протягивается метров на 70.
Через домашние тыквы в прямоугольнике с надписью "огород" переступает 30-летний Степан Бурым. Он ежегодно посещает "ГогольФест". Предыдущие разы фестиваль организовывали в комплексе "Художественный Арсенал" и на киностудии Довженко.
- Очень выгодно выделялась студия Довженко, - говорит Степан. - Потому что немногие имели доступ в ее павильоны. А многим интересное кино изнутри. "Художественный Арсенал" приелся - там сейчас очень много событий проходит. В этот раз было интересно, как без финансирования, своими силами организаторы выйдут из ситуации. Замечательно получилось. Волонтеры бросили учебу, совмещают фестиваль с рабочим графиком. Этот цех называют "заброшка". Рядом рабочие цеха по изготовлению бидонов. Думаю, люди, работающие там, переживут маленький шок, когда в понедельник выйдут на работу.
С улицы забегает публика. Там начался дождь. В цех хотят зайти музыканты киевской группы "ТопОркестра". На трубе, аккордеоне, барабане исполняют цыганскую мелодию.
- Нельзя сюда! Здесь другие музыканты сейчас играют, - бежит к ним организатор.
Под песню "Эх, яблочко" музыканты собирают возле себя пару десятков человек, которые выпрыгивают и идут с ними вокруг помещения. Внутри на весь цех эхом расходится музыка группы "ДахаБраха". Они выступают под показ немого фильма Александра Довженко "Земля". Над залом с потолка свисают металлические клетки с манекенами.
Публика оставляет стаканчики после пива и бутылки из-под коньяка на серых трансформаторных будках.
Фестиваль продлится до 29 сентября.
Комментарии