— Мужчина ежедневно выходил в море, ловил четыре ящика рыбы и на этом выучил двух сыновей в университетах, — рассказывает писатель-маринист Антон Санченко, 49 лет, о своем турецком знакомом. — Я ему предлагал загнать туда траулер. Он бы за две недели всю рыбу загреб. "А что я буду делать дальше?" — сказал знакомый. У турок осталось заботливое отношение к природе и своим ресурсам.
Говорят, что капитализм — хищничество. Нет, настоящее хищничество — это социализм. В своей книжке вспоминаю советских колхозных рыбаков. У них была цель — выполнить план. Потом — перевыполнить его и получить деньги. Что дальше будет с этой рыбой — никого не волновало. Ею кормили коров в Грузии.
В новой книжке "Земля Георгия" Антона Санченко шесть повестей. События происходят со средины 1980-х годов до конца 1990-х. В каждом произведении герои пытаются попасть в Грузию.
— Специально ждал 20 лет, чтобы опубликовать эти истории. Нужно было выйти из-под юрисдикции законов о браконьере и контрабанде. Сознаюсь в этих правонарушениях, — продолжает писатель.
— Был странный период. За валютные операции еще садили в тюрьму, а вся страна торговала за доллары. По закону, кого-либо из ранних 1990-х можно было закрыть за владение иностранными деньгами. За границу позволяли вывезти только 200 долларов. А эта сумма, по масштабам тех "челноков", была мизером. Меньше тысячи в оборот не брали. 800 они должны были провозить контрабандой. Таможня со временем поумнела и уже никого за это не задерживала. Получала свои откупные, и система функционировала. То, что украинские законы называли браконьерством, для меня — обычная рыбалка. В Украине ты поставил сетку — значит браконьер. В Турции у тебя есть лодка, сетка и семейное место, где твои предки 300 лет рыбачили, и никто у тебя это не заберет. У нас то же люди делают в Геническе и Бердянске. Супруги живут в разводе, потому что за браконьерство предусмотрена конфискация имущества.
Самый любимый персонаж Антона Санченко в его книжке — боцман Олег.
— Он зарегистрировал брак по паспорту моряка, где нет графы о семейном положении. Законодатели позаботились, чтобы моряки не делали глупостей, и убрали для них такую страницу. Но Олега это не остановило. Его расписали не в Херсоне, а в Чернобаевке. Там просто не знали, что этого нельзя делать. Имел штамп о бракосочетании в паспорте моряка. У Олега четверо сыновей. Все — от разных женщин, в разных портах. Но он всем платил алименты, с него высчитывали половину зарплаты. Олег этому радовался. Говорил, что это на нем материально не отразится, потому что больше высчитать нельзя. У него всегда были какие-то приключения. Только выпустили на берег — готовься, что придется или из милиции выкупать, или вас придут бить какие-то десантники.
Книжка "Земля Георгия" Антона Санченко вышла во львовском "Издательстве Старого Льва". В книжных магазинах стоит 125 грн.
Комментарии