- "Параджанов. Гений. Единственный на этой киностудии" - так любил здороваться режиссер Сергей Параджанов на студии имени Довженко, - рассказывает 64-летний киновед Сергей Тримбач в столичном Доме кино. 21 января здесь презентуют книгу "Екранні світи Сергія Параджанова".
- Верить Параджанову на слово точно нельзя, - продолжает Тримбач. - Он говорил, что его на студию в Киев "рукоположил" сам Довженко. Из мемуаров узнаем, что Довженко был ужасно возмущен дипломной работой Параджанова "Андриеш" (сказка о парне-пастухе, который мечтал стать витязем. - "ГПУ"). Даже хотел поставить "двойку".
В книге собрали статьи украинских и зарубежных критиков кино, посвященные пяти фильмам Параджанова. Среди них и кинопробы к фильму "Киевские фрески", который запретила советская власть. Съемки проходили в 1965 году, оператором Сергей Параджанов пригласил студента Александра Антипенко.
Будущий фильм должен был содержать 10 новелл о Киеве и был посвящен 20-й годовщине победы в Великой Отечественной войне.
- Девочки, садитесь на пол, - говорит шепотом преподавательница режиссерского факультета Аделина Хмельницкая, 77 лет. Она пригласила на показ своих студентов, но зал не вмещает всех желающих. Презентацию начинают с опозданием на 15 минут. Из-за метели не могли вовремя привезти книгу.
- Этот фильм должен был стать ответом Параджанова Феллини, - говорит распорядитель "Экранних світів", киновед Юрий Морозов, 67 лет, об итальянском режиссере Федерико Феллини. - Он как раз получил "Оскара", и Параджанов был уверен, что он - не хуже.
Пробы выглядят как короткий фильм. Показывают несколько сюжетов: как три солдата моют пол, как два женятся и в кадр заезжает детская коляска.
- В фильме много биографических моментов, - рассказывает Морозов. - Параджанов как раз получил квартиру на бульваре Шевченко, 43. Это был престижный дом, там жили игроки киевского "Динамо" и артисты цирка. С балкона своего жилища режиссер подсмотрел, как рано утром дрессировщики выгуливают по улицам коней из цирка. Этот эпизод он потом вставил в сценарий.
- Если бы он был хоть немножко не гением, то не делал бы таких нерациональных поступков, - говорит кинокритик Лариса Брюховецкая, 65 лет. В книге есть ее статья о фильме Параджанова "Тіні забутих предків". - Когда запретили "Фрески", он хотел поставить "Интермеццо" по Коцюбинскому. Власть пообещала разрешить, если снимет какой-то там фильм о колхозе. А он поехал на сбор комсомольцев и начал критиковать мэтров советского кино - все договоренности полетели.
- Когда не придешь к нему в квартиру, там всегда был театр, - вспоминает киевская художница Ольга Петрова, 72 года. Она познакомилась с Параджановым, когда ей было 17. В зале стоит ее картина, на которой режиссер изображен в полете. - Он мне полтора часа рассказывал о форме уха его жены Светланы и о том, какие камни больше подходят ей в разное время дня.
Бывшая жена Параджанова, 74-летняя Светлана Щербатюк сидит в зале и улыбается при этих словах. Умер режиссер в 1990-м. 9 января исполнилось 90 лет со дня его рождения.
Комментарии