— В 2000 году спиртозавод, где я работал сварщиком, остановился. Направился в Португалию, — вспоминает 35-летний Мирослав Доненко из Каменки. Он седьмой год работает сварщиком за рубежом. — Сразу же и работу по специальности нашел. Получал 800 евро в месяц. Жилье и еда обходились в 200 евро. Цены на продукты почти такие, как в Украине. Пачка сигарет стоила 2,15 евро. Посчитал — прокуриваю больше, чем получал на спиртозаводе. А бросить не мог.
Португальцы платят украинцам где-то на 20% меньше, чем своим гражданам. Но Мирослав утверждает, люди там хорошие:
— Уважают нас, говорят, что мы трудяги и специалисты. Часто местные угощали хурмой, яблоками. Когда-то иду уставший с работы, вдруг зовет дед, говорит: " На, сынок, хурмы. Вижу, из чужого края, экономишь для семьи, хорошее не покупаешь".
Рассказывает, что однажды заболел. Так хозяин сам возил к врачу. Договаривался, чтобы вылечил, потому что Доненко работал нелегально.
Потом инвестиции в строительство в Португалии сократились. В 2003-м Мирослав вернулся на родину.
— Работать за сотню евро дома я уже не мог. Поникался по шабашкам, да и оформил турвизу в Чехию. Через год забрал и жену, она в местной школе преподавала английский. Есть разрешение на трудоустройство. Платят мне 4 доллара в час. За комнату отдаем 300 "зеленых", столько же идет на еду, — считает Мирослав.
Жена 31-летняя Тамила работает в Чехии помощницей повара в пиццерии. Заведение принадлежит эмигранту из России. В Украине у Доненко остался сын, 12-летний Виталий.
— Дважды в год ездим на месяц домой, скучаем за ним.
Мирослав и Тамила говорят, что оставаться в Чехии нет смысла, на квартиру не заработаешь. А дома сделали евроремонт, купили новое авто.
— Там мы бедняки, а сюда неплохую копейку привозим.
Каждый раз, как Доненко приезжают, в гости к ним приходят друзья.
— Кроме тоски за домом, не хватает общения, — говорит Мирослав, разжигая костер под котелком. — Сейчас кумовья подойдут, наварим каши, по 100 грамм выпьем, — потирает руки.
Через неделю семья вернется в Чехию. Придется оформляться на работу по всем требованиям, платить ежемесячно медицинскую страховку.
Уманчанка 29-летняя Вероника Мовчанюк 15 мая выезжает на заработки в Финляндию.
— Фирма набирает людей на сбор лесных ягод — морошки, брусники и черники. Ягоды хозяева сдают на местный перерабатывающий завод.
В прошлом году Мовчанюк уже ездила на такую работу в Финляндию. За официальное трудоустройство заплатила фирме 400 евро. Говорит, понравилось.
Оставаться в Чехии нет смысла, на квартиру не заработаешь
— Рабочий день длится 8–10 часов. Если хочешь еще полазить в сумерках, — никто не запрещает.
За день можно собрать 10 кг морошки или 30 кг черники. Брусники в лесах больше — ее можно собрать и 40 кг. При таких нормах за месяц можно получить от 1200 до 1600 евро.
— Кто половчее и очень хочет заработать, может перевыполнять норму вдвое, — говорит Вероника.
Мовчанюк добавляет, что жилье и питание наемные рабочие оплачивают сами.
— В лесах много кемпингов. Там можно заночевать, есть душ, кухня, стиральная машина. Стоимость времени обитания — 7 евро. Продукты — за свой счет. При минимуме продуктов на месяц выходит 100—150 евро.
В прошлом году, если вычесть расходы на питание и проживание, Вероника зарабатывала 1000 евро в месяц. Пробыла в Финляндии четыре месяца.
20-летний Петр Вышиваный из Черкасс второй год ездит на заработки в Санкт-Петербург. Работает разнорабочим на пригородных дачах.
— В прошлом году за месяц платили по 1000 долларов. В этом году уменьшили зарплату на три сотни. Относятся к нам неплохо. Хотя и не без того, что показывают, кто в доме хозяин. Живем по четверо в вагончиках. Еду готовим сами. Бывало, что работали у хозяина родом из Жашкова. Так он нас кормил, наедались "от пуза". Даже покупал рыбу по 150 гривен за килограмм, — рассказывает.
В марте с Вышиваным поехал и его отец, 45-летний Василий Федорович.
— Почти месяц на дачах не было работы, потому что стояла плохая погода. А в двадцатых числах апреля появилась шабашка, делаем деревянный плетень. Сколько заплатят, еще не знаю. Приезжали с отцом на праздники в Черкассы, так выдали аванс по 600 долларов, — говорит Петр.
Комментарии