Ексклюзивы
четверг, 24 сентября 2009 17:15

Григорию Приходько завод задолжал полтора миллиона гривен

Автор: фото: Владимир ЧОС
  Заброшенные помещения сахарозавода в Городище. Осенью в 1996 году предприятие начало последний 120-й перерабатывающий сезон. Пуск освятил священник, но меньше чем через месяц завод остановился навсегда. После приватизации его несколько раз перепродали. По
Заброшенные помещения сахарозавода в Городище. Осенью в 1996 году предприятие начало последний 120-й перерабатывающий сезон. Пуск освятил священник, но меньше чем через месяц завод остановился навсегда. После приватизации его несколько раз перепродали. По

Черкасская область в 1990 году засевала сахарной свеклой 140 тыс. гектаров. 24 завода произвели 450 тыс. т сахара. В 2009-ом будут работать четыре сахарных завода. Свеклой засеяли 18 тыс. гектара. Планируют собрать приблизительно полмиллиона тонн и произвести свыше 50 тыс. т сладкого песка.

— 20 лет назад область экспортировала 400 тысяч тонн сахара, — рассказывает Татьяна Шендрик, 44 года, из главного управления агропромышленного развития облгосадминистрации.— В настоящий момент продукция наших заводов неконкурентоспособна. Старые технологии и отсутствие четкой политики, в том числе ценовой, делают отрасль убыточной, выращивание свеклы — невыгодным. В 2006 году работали 12 заводов. Засеяли 62 тысячи гектаров свеклой, получили 2 миллиона тонн свеклы и 208 тысяч тонн сахара. И что? Никому его столько не нужно было. Цены упали, предприятия понесли убытки.

В этом году будут работать Жашкивский, Пальмирский, Селищанский и Иванькивский сахарные заводы. Предприятия Тального, Каменки, Цибулева Монастирищенского района, Набутова Корсунь-Шевченковского, Бужанки Лисянского района законсервированы, они могут восстановить работу. Заводы Вильховецкий (Звенигородский район), Майданецкий (Тальнивский район), Мартинивский (Каневский район), Городищенский и Вильшанский (Городищенский район), Почапинский (Лисянский район), Ярошивский (Катеринопольский район), Верхняцкий (Христиновский район), Шполянский и Матусивский (Шполянский район), Колодистенский (Уманский район) или порезали на утиль, или разрушили. Стены цехов разбирают на кирпич.

— В модернизацию производства бизнесмены не спешат вкладывать деньги, — отмечает Татьяна Шендрик. — Потому что нужна четкая государственная политика. В настоящее время из Госрезерва на рынок пошел сахар по 4 гривни за килограмм, чтобы сбить цену. Реально килограмм должен стоить около 7 гривен. Если ниже, то в убыток производителям. Дотацию на выращивание свеклы сельхозпроизводители не получают. Если цены на минеральные удобрения, горючее растут, то и цена на сахар должна расти. Поэтому владельцам более выгодно порезать предприятие на утиль. Получить одноразовые, но гарантированы прибыли.

37-летний Валерий Чамлай из Тального 13 лет проработал на местном сахарном заводе. Был дежурным слесарем смены. В сезон была посменная работа.

— Неплохо было — деньги платили стабильно, и на них можно было прожить. И сахар у меня всегда был, — смеется.

В середине 1990-х завод несколько сезонов простаивал. Часто менялись владельцы. В 2001 году сахарный завод приобрел Игорь Челомбитко. Он обещал, что предприятие стабильно будет работать. Через год Челомбитко избрали народным депутатом. Весной 2005-го завод купил Павел Елизаров. В соседнем Манькивском районе он засеял свеклой большие площади. В следующем году посевы увеличились. Завод работал два года. Елизаров частично реконструировал предприятие.

В позапрошлом году производство сахара стало нерентабельным. Завод остановился. Елизаров продал его какому-то французу. Тот не запускает предприятие.

Соседка предложила идти на почту почтальоном. Я согласился

— В 2004-ом я рассчитался с завода, — продолжает Чамлай. — Надоело жить в нестабильности: то есть работа, то нет, то есть деньги, то нет. Соседка предложила идти почтальоном. Я согласился. Через год стал бригадиром почтальонов. Меня звали назад и в 2005-ом, и в 2006-ом. Отказался, и правильно сделал. Завод в сезон работал несколько месяцев, а затем все становились на биржу.

Рекордным для Камянского сахарозавода был 1979 год. Тогда переработали 150 тыс. т свеклы и получили 36 тыс. т сахара.

— Все склады под завязку забили продукцией, складировали мешки везде, где могли, — рассказывает бвший председатель профкома Петр Щавелев, 66 лет. — Свеклу же нужно перерабатывать. Наконец начали сахар складировать прямо во дворе.

В начале 1990-х предприятие стало акционерным обществом.

— Завод приватизировали по известной схеме, — говорит Щавелев.— Взяли кредит и не вернули. Имущество пошло в залог. Его выкупили фирмы "Агросила", "Цитадель" из города Светловодск на Кировоградщине. Оценили все в 67 тысяч гривен.

Говорят, неофициальным владельцем стал ректор Харьковской юридической академии, нардеп Александр Бандурко. Директором завода была его племянница Валентина Даниленко. Предприятие действовало до 2001 года. В последний сезон переработало всего 600 т сырья. Проработал завод четверо суток, ведь заготовили 5% свеклы. Долг перед работниками, поставщиками сырья составлял почти 1,5 млн грн.

— Людям задолжали 444 тысячи гривен. Подавали в разные суды, писали президенту Кучме, премьеру Януковичу. Помог выбить долг глава облгосадминистрации Вадим Лешенко, — рассказывает бывший председатель профкома. — Он же когда-то был директором Капитановского сахарозавода. Ознакомился с делом, дал соответствующие указания милиции и через Ощадбанк людям вернули деньги.

Через два года завод приобрело общество "Руна". Предприятие проработало два сезона и закрылось. Новые владельцы не смогли обеспечить соответствующее количество сырья для рентабельной работы.

Сельхозпредприятия области сокращают площади посевов сахарной свеклы. Тальнивское им. Чкалова не сеет их уже три года. Хотя раньше специализировалось на этой культуре.

— На то есть объективные и субъективные причины, — объясняет руководитель хозяйства 55-летний Григорий Приходько. — Подорожали удобрения, горючее, запчасти. Зарплата тоже выросла. Поэтому затраты на гектар свеклы в настоящий момент составляют 7–8 тысяч гривен. Государство компенсирует 700. Сахарозаводы покупают свеклу по 200–220 гривен. То есть фактически по старым ценам. Если я засею даже 600 гектаров свеклой, то получу долги на долгие годы. Тальнивский сахарозавод должен нам 1,5 миллионов гривен. Просили, уговаривали, ждали, но денег так никто не вернул. Выиграли три судебных заседания, но в последний момент сахарозавод нашел кредитора — банк "Форум", которому якобы много задолжал. Следовательно все имущество пошло в залог банка, а нам не дали ничего. Вот в нашем государстве такие законы! После этого мы свеклу не сеем.

В нынешнем сезоне Пальмирский завод в Золотоношском районе будет перерабатывать сахарный тростник.

Сейчас вы читаете новость «Григорию Приходько завод задолжал полтора миллиона гривен». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть