"А у нас уже никто и не хочет того газа, — говорит сельский голова Кобриново Тальновского района 46-летний Юрий Кныш. Он одним из первых в селе начал отапливать дом электрокотлом. — Хотя сначала заявки на газификацию подали почти 150 человек".
В районе, кроме Кобриново, не имеют газа села: Лесовое, Шаулиха, Оноприевка, Залеское. На подводной газопровод государство должно было выделить 3,5 млн. грн. Но очередь до них так и не дошла.
Два года тому назад Кныш увидел, как в соседнем селе Кобринова Гребля установили в детсаду электрический котел.
— Тогда и решил не ждать газа, а сделать ставку на электричество, — вспоминает сельский голова. — Под программу социального и экономического развития удалось привлечь государственные средства на реконструкцию линий электропередач, подстанций. Всюду установили новые электроопоры. Теперь у нас больше двух лет не пропадает свет, — хвалится. — Раньше было в Тальном загремит, а в Кобриново три дня света нет.
Юрий Кныш с двумя единомышленниками обратились к районным электросетям. На котел мощностью до 9 кВт проект разрабатывают местные специалисты. Сельский голова хотел на 12 кВт. Проект ему подготовили в Черкассах.
К дому Кныша подвели силовой кабель. Вместе с коллегой сельский голова смонтировал контур и заземление — забили семь штырей в землю. Потом приехали две бригады электриков: одна монтировала котел, вторая устанавливала счетчик.
— Заплатил тогда не больше четырех тысяч. В настоящее время в семь уже не уложитесь, — замечает мужчина. Отопление подключили осенью.
В доме меньше 20 градусов не бывает
Хозяин говорит, что он как пострадавший от Чернобыльской аварии платит за электроэнергию по льготному тарифу:
— В среднем люди платят немного больше 100 гривен. И в доме меньше 20 градусов не бывает. Причем и для ванны тоже электричество воду греет.
Выгоднее всего включать отопление ночью с 23.00 до семи утра — по 8 коп./кВт. С 19.00 до 23.00 и с восьми утра до десяти тариф составляет 48 коп. Остальное время — по 24 коп. Котел у сельского головы имеет два режима: 8 и 12 кВт.
— В селе люди мало зарабатывают, так еще и экономят — дровами могут подтопить, — продолжает Юрий Кныш. — Некоторые ставят автоматические таймеры, которые включают отопление через определенный промежуток времени.
За два года электрические котлы установили 60 семей.
— Не хочу, чтобы из-за меня Россия Украине руки выкручивала, — говорит 57-летний пенсионер Николай Данильченко. — Котел у меня на стене, совсем бесшумный и аккуратный. Покупал его в Черкассах. В настоящее время аналогичный приобрел для зятя.
Электроустановки вместо газовых устанавливают жители Лесового, Оноприевки.
35-летний Александр Величко из Умани в прошлом году установил дома пиролизный котел. Потратил 1600 евро.
— Это выгоднее, чем топить газом. Имею частный дом на 170 "квадратов". Покупаю из столярного цеха деревянные отходы. Отдаю за приц еп 100–150 гривен. На зиму нужно три прицепа, — рассказывает мужчина.
— Пиролиз — это процесс разложения древесины на горючие газы при высокой температуре с ограниченным доступом кислорода, — объясняет предприниматель-житель Умани 36-летний Юрий Довганич. Он занимается продажей и установкой пи роли зны х котлов. — Топливом для котла служит древесина и ее отходы. Очень важно, чтобы топливо было сухим. Древесина должна выстояться на протяжении года. Хотя пересушенная не подходит.
Пиролизные установки стоят от 1600 до 5 тыс. евро. Малый котел весит почти 360 кг, большой — до 15 т.
Из-за газового кризиса областное управление коммунального хозяйства поручило районам собрать данные о котельных, которые могут работать на альтернативном топливе. Таким в настоящее время является уголь, мазут, а также тепловые электронасосы.
— Большинство из таких котельных находятся на территориях обанкротившихся предприятий, — отмечает первый заместитель начальника управления коммунального хозяйства 50-летний Михаил Коваленко. — Из-за того, что 16 лет ими никто не пользовался, нетрудно догадаться, в каком они состоянии. Потому мы дали поручение на местах оценить, сколько нужно денег, чтобы возобновить их работу.
По словам Коваленко, на территории поселка Ирдынь Черкасского района есть болота с запасами торфа. За год можно производить почти 70 тыс. т.
— Правительство дало задание подумать о перспективах перехода области на альтернативное отопление, — продолжает он. — Однако на это нужны средства, и довольно большие. На мазут в области можно перевести восемь объектов. Однако, например, в Смеле, кроме двух котельных, которые нужно возобновить, третью придется достраивать. И опять все упирается в деньги.
Комментарии
1