38-летний Николай Вовк из села Павловка Первая Тальновского района больше 20 лет арендует пруд площадью 4 гектара. Выращивает карпа, толстолоба и белого амура.
— Все мое детство прошло на берегу Горного Тикича в Тальном. Ловил на что мог: удочки, закидушки, спиннинги. Даже на автомобильные скаты умудрялся ловить. Арендовать ставки начал сразу по окончании школы.
Самым тяжелым в своей работе называет сопротивление чиновников.
— Администрации менялись, а чиновники — нет. На протяжении всего процесса, от зарыбления до спуска пруда, вставляют нам палки в колеса. В моей практике был случай: я соревновался с местным арендатором паев Сергеем Тульчинским. Конкурс проводила Тальновская райгосадминистрация. Соревнование дошло до 3 тысяч гривен за гектар плеса. Такие деньги я платить не мог. Победителем объявили Тульчинского. Потом в суде выяснилось, что вместо обещанных 3 тысяч он платил государству 500 гривен.
Ловить рыбу Николай не позволяет никому.
— Это позиция принципиальная. Ни за деньги, ни без денег. Если одному позволишь, то завтра еще пятеро прибегут. Скажут: "Почему ему можно ловить, а нам нет?". Сторожа тоже лучше не держать. Из практики знаю, что сторож — первый вор. На пруде нужно дневать и ночевать. Если скошенную люцерну на поле или украденную свинью на ферме увидишь сразу, то украденную рыбу никак не заметишь. Проворонишь — осенью лягушек выловишь.
Самые крупные неприятности арендатору наносит погода.
— Прошлым летом у меня всплыла тонна рыбы. Окунул градусник в воду — 42 градуса тепла. Зимой 1996-го я арендовал пруд в Поташе. В конце зимы началась оттепель. Потом ударили морозы. Рыба задохнулась. Весной вывез 10 тонн на мусорник. Потом опять пускал зарыбок.
Рыбу никто не хочет страховать.
— Например, я говорю, что у меня в пруде рыбы на 200 тысяч гривен. Плачу 8 тысяч гривен страховки. Рыба погибла. Но ущерб установить трудно, потому что часть всплыла, часть лежит на дне. Добиться возмещения почти невозможно.
Николай Вовк спускает пруд раз в два года.
— Нужно, чтобы карп дорос до товарного вида. То есть был больше килограмма. Такую рыбу продаю в супермаркеты Киева и Черкасс. Приезжают машины и покупают все на месте. Последние пять лет этот процесс наладился. У себя на базаре не продаю: здесь цена нестабильна да и люди мизерные деньги получают.
Оптовые покупатели покупают рыбу по 20 грн/кг.
— Это очень выгодная цена, — утверждает арендатор. — Если за живой вес свиньи дают по 12 гривен, то за рыбу — почти вдвое больше. Если все будет хорошо, то за два года можно иметь 5–6 тонн рыбы. То есть 100–120 тысяч гривен.
За это время Николай скармливает рыбе до 20 т зерна. Тонну пшеницы продают по 1600–1700 грн. Пруд чистит собственными силами.
Коптят карася, карпа и толстолоба
На предприятии "Боровицкое" в Чигиринском районе четыре года коптят карпа, карася и толстолоба.
— Когда-то так случилось, что из своих прудов мы не сбыли всю рыбу, поняли, что нужно ее перерабатывать самим. В начале целые партии выбрасывали, — говорит директор Сергей Ганенко, 35 лет. — Другие предприятия просто не хотят этим заниматься. Специального оборудования не нужно, просто определенная технология, и все.
Комментарии