За последние 10 лет производство украинских машин сократилось в 10 раз. В мае изготовили 442 автомобиля, сообщили в "Укравтопроме".
- За первое полугодие сделали до трех тысяч машин. Десять лет тому назад такие цифры были на уровне погрешности. Производили более 400 тысяч автомобилей в год, - говорит руководитель компании "Автоконсалтинг" Олег Омельницкий, 41 год. Он рассказывает о перспективах украинского автопрома.
Почему сократился выпуск украинских машин?
- Первая причина - низкая покупательная способность украинцев. Когда в 2014 году обесценилась гривна и автомобили подорожали, для многих даже самые дешевые модели ЗАЗа стали недосягаемыми. Кроме того, не было доступных кредитных программ от банков. Вторая причина - прекращение экспорта машин за границу. Из-за этого выпускать стали меньше и себестоимость каждой машины выросла. До войны с Россией наши производители поставляли больше трети продукции в РФ и Казахстан.
Кто виноват в сокращении экспорта машин?
- Министерство экономики должно было бы договариваться с другими странами, искать новые рынки для отечественной продукции, способствовать тому, чтобы наши предприятия участвовали в тендерах за границей. Ничего этого не делали.
Производители также были пассивными. Надо было активнее продвигать продукцию за рубежом - открывать представительства, давать рекламу. Спокойно могли продавать автомобили там, где это делают китайцы, - на рынках Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Отправляли бы туда машины кораблями.
Руководство "АвтоЗАЗа" не раз обвиняло в сокращении производства распространение в стране машин на еврономерах.
- Это не основная причина. Хотя часть потенциальных покупателей наших машин приобрели подержанные европейские авто на иностранных номерах. Люди выбирают между украинским "Сенсом" за 190 тысяч гривен и немецким подержанным БМВ за 80-90 тысяч на польских номерах. И останавливаются на последнем. Завод, который платит все налоги и делает новые машины, не может конкурировать с машинами на еврономерах.
Какая польза от отечественного автопроизводителя? Можно пользоваться иностранным транспортом.
- Преимущества достаточно большие. Производство такой сложной продукции как автомобили - признак цивилизованного технологического государства. К созданию машин привлечено много разных сфер промышленности. Это постоянное развитие и освоение новых технологий. Например, ЗАЗ делал свои машины из нашего листового металла. Сначала такой в Украине не выпускали. Понадобилось несколько лет, чтобы наладить его производство. То же касается аккумуляторов и других комплектующих. Кроме этого, нужны высококлассные специалисты. В Запорожье были целые династии, которые делали машины. С таким государством в мире считаются значительно больше, чем с тем, где выращивают рапс и ездят на нерастаможенных машинах.
Как ситуация будет развиваться дальше?
- На ближайшие пять лет нет предпосылок для увеличения производства украинских машин до уровня 2007-2008 года. С одной стороны, отсутствует государственная политика относительно отечественного автопроизводства, с другой - это медленный процесс. В 2008-ом ЗАЗ выпускал 200 тысяч машин. Чтобы дойти до таких показателей, кроме денег и рынков сбыта, нужно привлечь сотни специалистов, научить их работать.
Какой должна быть автомобильная политика Украины?
- Долгосрочной и четкой - на 15-20 лет. Должна быть построена на данных детального анализа рынка и потребностей украинцев. Главный фактор для ее воплощения - постоянство законодательства. Чтобы не было такого, что под Верховную Раду выезжают 5-10 тысяч машин - и законодательство под них меняют. Мировые игроки не принимают всерьез страну, где часто меняют правила.
Будут ли выпускать автомобили под украинскими марками в дальнейшем?
- Из отечественных автомобильных марок останется только КрАЗ. И то вопрос - настолько долго. Предприятие не может делать машину для коммунальных потребностей, малого бизнеса. КрАЗ спасет лишь альянс с крупным мировым производителем.
Еще с начала года по всем показателям ЗАЗ - банкрот. Ничего хорошего его не ожидает. Предприятие третий год практически стоит. Новый отечественный автопроизводитель вряд ли возникнет. Для этого нужны огромные деньги, новейшие технологии, своя конструкторская школа, разработчики. В наших университетах не готовят таких специалистов.
В ближайшие 5-10 лет максимально хороший вариант, который может быть для нашей страны, - это сборка иностранных машин.
Комментарии
1