В этом году в Украине появится дорожная полиция. Она будет работать на трассах международного значения. Будет контролировать соблюдение правил дорожного движения и задерживать нарушителей, сообщили в МВД. Дату запуска нового подразделения и подробностей не разглашают. Однако говорят, что в новой автоинспекции будут работать патрульные полицейские и сотрудники спецподразделения "Кобра". Первый этап набора дорожных полицейских будет длиться до 1 августа, второй — до 1 декабря.
- Дорожная полиция нам нужна. Потому что функции патрульной полиции очень широкие. Они не успевают полноценно следить за ситуацией на дорогах, — говорит автоюрист 56-летний Владимир Караваев. Рассказывает о работе новой дорожной полиции.
Чем дорожная полиция должна отличаться от ГАИ?
- В зависимости от того, какие полномочия для нее предусмотрят в законодательстве. В целом полиция, как и ГАИ, будет обеспечивать порядок на дорогах. Важно, чтобы новая автоинспекция имела современные инструменты для исполнения обязанностей — устройства для измерения содержания алкоголя в крови, приборы фиксации скорости автомобилей, компьютеры и доступ к разным государственным реестрам и базам данным. Если бы можно было на месте выяснить, имел ли водитель ранее правонарушения, когда купил авто, и исправное ли оно. Потому что если дорожная полиция, кроме автомобиля, не будет иметь никаких технических средств для контроля, ее можно вообще не создавать.
Какие у нас самые распространенные нарушения на дорогах?
- Как и во всем мире, это превышение скорости. Но решить эту проблему полностью дорожная полиция не в состоянии. Лишь автоматическая фиксация правонарушений может положить этому конец. Она, в отличие от полицейских, круглосуточно будет контролировать ситуацию на дорогах. Техника не намекает на взятку и создает эффект неотвратимости наказания.
Патрульная полиция зарекомендовала себя так, что не берет взяток. Будет ли так же с полицией дорожной?
- Учитывая высокие штрафы за управление в состоянии алкогольного опьянения и несовершенство этого механизма, искушения брать взятки будут возникать. Ведь штрафы за пьяное вождение — от 10 до 40 тысяч гривен. Поэтому я не сомневаюсь, что дорожной полиции будут предлагать взятки. Насколько распространено будет это явление — покажет время.
Почему дорожная полиция сначала будет работать лишь на международных трассах?
- Эти автодороги имеют лучшее качество. Там водители сильнее разгоняются. Из-за этого и попадают в аварии. К тому же это только на первом этапе. Такие трассы будут контролировать 2600 полицейских.
Говорят, что в дорожную полицию наберут бывших инспекторов ГАИ?
- Вероятность этого большая. И это — не самый худший вариант. В нашей автоинспекции работали не только жулики или отбросы. Я знаю многих достойных и профессиональных людей. Многое дорожная полиция должна перенять от ГАИ.
Что именно?
- Например, хорошо выучить правила дорожного движения. В течение трех месяцев учебы полицейские не смогли правильно и глубоко их освоить. Второй момент — у нас полиция сейчас оформляет аварии, а дать правильную оценку ДТП пока тоже не научена.
Однако стоит сделать все, если бы дорожная полиция не переняла наихудшие практики гаишников. Инспекторы нередко злоупотребляли, требуя удостоверения водителя в руки, или нарушали процедуру проверки водителей на наличие алкогольного опьянения.
Почему именно это вы считаете наибольшим злом ГАИ?
- Именно при помощи таких злоупотреблений инспекторы манипулировали водителями. Они просили водителя передать водительское удостоверение, потом просто шли к себе в машину, а водитель становился заложником. Он не мог уехать без документов. И пока работник ГАИ не удовлетворял какие-то свои амбиции, до тех пор не возвращал водителю его документ. Сейчас в Законе написано, что водитель обязан предъявить свои водительские права, а не передать.
Относительно проверки на алкоголь, то есть огромное количество способов, как трезвого водителя сделать пьяным. Например, в инструкции сказано, что мундштук алкотестера необходимо доставать из вакуумной упаковки. Если эта упаковка не вакуумная, неизвестно, что может быть в мундштуке — туда достаточно капнуть каплю спирта, и показатели будут вовсе не те, которые есть в действительности.
Готово ли законодательство к внедрению дорожной полиции?
- Нет. Для начала надо внести изменения в закон "О национальной полиции". Там четко расписаны виды полиции, но среди них нет дорожной — лишь патрульная. Также к данному закону необходимо еще приписать положение о дорожной полиции, как это было в Государственной автомобильной инспекции. Потому что без этого ни один шаг дорожной полиции не будет легитимным и будет противоречить 19-й статье Конституции.
Комментарии