В позапрошлом году в Украине начали продавать электромобили. Реализовали 17 машин evA, 10 — Mitsubishi i-MiEV и четыре — Selena.
— Только в Киеве открыли салон электромобилей, я сразу туда поехал, — говорит 58-летний Роман Слободян, фермер из Ивано-Франковска. — Но там были только тестовые машины. Сказали, что новую нужно ждать полгода. Я бы столько не выдержал, купил двухлетнюю evA-2.
Роман Слободян первый в Украине зарегистрировал электромобиль. Имеет еще Chevrolet Niva с бензиновым двигателем. Та потребляет 13 л горючего на 100 км.
— Я ежедневно объезжаю свои ставки. На "ниве" каждый день обходился в 100 грн. А на evA до 2 грн. Только за первый месяц сэкономил 3 тысячи.
Двуместная еvA Слободяна имеет пластиковый кузов. Под капотом стоит электродвигатель мощностью 5 кВт и шесть накопительных гелиевых аккумуляторов. Вместо датчика уровня бензина установлен датчик количества заряда, остальное — как в обычных машинах. Такая новая легковушка стоит 132,6 тыс. грн.
— Машина разгоняется до 70 км/ч, — говорит фермер. — Если ездить не на полную мощность, то заряда хватает на 120 километров. Заряжаю в гараже от обычной розетки в течение 6-8 часов. Машина маленькая, тихая. Удобно по ночам браконьеров на ставках ловить. Как ехал на "ниве", то меня слышали издалека, убегали, а evA не громче велосипеда. Машина, конечно, не универсальная. Мешков два-три картошки как-то тянет, а если хочу какую-то арматуру или швеллеры везти, то беру "ниву" с прицепом.
За два года Слободан проехал на evA 12 тыс. км. Машина ни разу не ломалась.
— Там и нечему ломаться, — смеется хозяин. — Электродвигатель такой же, как и в сечкорезке, усилителей тормозов и руля нет, вместо коробки передач — рубильник. Я немного усовершенствовал конструкцию. Поставил более крепкие амортизаторы, потому что езжу по грунтовым дорогам, и брызговик под двигателем, чтобы вода не попадала. Единственный существенный минус — зимой заряда хватает ненадолго. Если включать обогрев салона, обдув окон, фар — то проедешь всего 25-30 километров.
Машина evA изготовлена в Гонконге. В Украине такие продают в салоне возле станции метро Петровка. В магазине на ул. Тростянецкой продают похожие электромобили Selena. Им полного заряда хватает на 250 км.
— Я купил Selena Еc-4lw за 118 тыс. грн, — рассказывает 64-летний Александр Сысоев из Ивано-Франковска. Он работает скрипачом в муниципальном оркестре. — Собирал на джип Renault Duster, но как только увидел Selena — передумал. Из Киева в Ивано-Франковск возвращался почти два дня. Заряжал на заправках, во дворах, гостиницах. Подзаряжали бесплатно, только в одной гостинице на Тернопольщине попросили 2 гривни.
Selena Сысоева — пятидверной хетчбек. Оборудована двигателем мощностью 5 кВт, 12 гелиевыми аккумуляторами, кондиционером, электростеклоподъемниками, магнитофоном, четырьмя динамиками, электроприводом боковых зеркал, и тому подобным. Ходовая часть — копия автомобиля Chery QQ.
— Машина очень тихая и комфортная, — говорит Александр Васильевич. — За три месяца наездил 2,5 тыс. км. Часто вожу ульи. Влезает четыре двухкорпусные или пять — однокорпусных. Тянет без проблем. Езжу преимущественно по городу, полной зарядки хватает на неделю. Однажды ездил в Коломыю — это 120 километров в оба конца. Заряда еще и осталось. Единственный существенный недостаток — маленькая скорость. Психологически трудно ехать 60 километров в час по трассе, когда все обгоняют. Хотя, с другой стороны, так безопаснее.
1 пункт зарядки электромобилей есть в Украине. Установлен на автозаправке "ОККО" на столичной ул. Героев Сталинграда. Устройство имеет счетчик расходованной электроэнергии, рассчитанный на подзарядку двух электромобилей. Легковушки заряжают бесплатно.
328,6 километра в час может ехать самый быстрый электромобиль мира Lola.
Станут популярными через 20 лет
— С нынешними темпами развития транспорта электромобили в Украине станут популярными лет через 20, — уверен 37-летний Владимир Дремов, эксперт компании "Автоконсалтинг". — Тогда их будет минимум треть. Раньше никак, потому что пока еще электромобили очень дороги, для них нет станций обслуживания и промышленных заправок, которые полностью заряжают аккумуляторы за 30-40 минут. Сейчас электромобили покупают только владельцы частных усадеб, и то как игрушку. Главная проблема развития электротранспорта заключается в аккумуляторах. Пока еще не изобрели таких, которые держат мощный заряд, дешевые, легкие и долго служат. Сейчас они дорогие, малоемкостные и имеют короткий ресурс работы. Следующей эрой после бензиновых двигателей будут дизельные. Они экономнее, дольше служат и не облагаются специальной пошлиной.
Комментарии
2