В апреле украинские автовладельцы начали массово получать звонки и СМС от страховых компаний, которые предлагают по действующим договорам добровольного автострахования КАСКО увеличить страховую сумму, а как следствие – и размер страхового платежа. Страховщики мотивируют свое предложение колебаниями валютного курса, которые приводят к увеличению стоимости авто. Ведь если договор КАСКО заключался, к примеру, в конце 2013 года, то из-за девальвации гривны почти на 40% страховая сумма, прописанная в полисе, будет значительно ниже текущей рыночной стоимости автомобиля. А это считается недострахованием.
"Как правило, недострахование возникает, когда в период действия договора страхования стоимость застрахованного автомобиля существенно возрастает либо если она была искусственно занижена в момент приема на страхование. А сегодня девальвация гривны привела к росту стоимости как автомобилей, так и запчастей к ним", - отмечает директор управления страхования автотранспортных рисков страховой компании PZU в Украине Юлия Павлова.
И в случае недострахования при выплате страховая компания применяет так называемую пропорцию: страховое возмещение выплачивается в такой же пропорции к размеру ущерба, как страховая сумма соотносится с рыночной стоимостью автомобиля. Например, если текущая стоимость авто составляет 200 тыс гривен, а по договору сумма покрытия – 150 тыс гривен, значит, выплата составит 75% от суммы ущерба.
"Поэтому при частичном повреждении страхователю придется доплатить за ремонт. А в случае угона или конструктивной гибели авто существующей страховой суммы не хватит для приобретения аналогичного", - рассказывает директор по страхованию СК "Allianz Украина" Денис Коченков.
В то же время, торопиться заключить со страховой компанией дополнительное соглашение и увеличить страховую сумму не стоит. Во-первых, дострахование – это не требование, а предложение. Во-вторых, договор КАСКО должен содержать четкий перечень условий, при которых компания имеет право применять пропорциональную выплату. Например, при значительном колебании курсов валют или существенном изменении рыночной стоимости авто. В-третьих, некоторые компании применяют пропорциональную выплату только при крупных убытках или угоне.
Если же подобных оговорок в договоре нет, независимо от девальвации страховщик обязан компенсировать всю сумму ущерба. А в случае отказа или недоплаты клиент имеет полное право спорить с компанией, в том числе – обращаться в суд.
Комментарии