Вчера владельцы автомобилей с иностранными номерами начали акцию протеста в центре столицы. Требовали принятия во втором чтении законопроектов, принятых в сентябре. Они снижают стоимость растаможивания автомобилей из-за границы. Также просили отстранить от обязанностей руководителя Государственной службы по безопасности транспорта Михаила Ноняка.
На протест съехалось свыше 1,5 тыс. машин, к обеду водителей было значительно больше - от 2,5 до 4 тыс. С 8:00 протест проходил под зданием Министерства инфраструктуры. Автобусы и фуры перекрыли движение по проспекту Победы.
С 9:00 акция перенесли под Верховную Раду, потом - под правительство. Это уже третий митинг в год. Первый был в феврале, второй - в сентябре
Чего хотят забастовщики?
Водители "евроблях" требуют принять законопроекты №8487 и 8488 о снижении акциза на растаможку автомобилей с "народными правками". Эти правки включают отмену коэффициента возраста при расчете акциза, что снизит цену на растаможку до 40% от стоимости авто.
Также митингующие выступили за покупку автобусов за границей и законный ввоз их в Украину.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Никто ничего не узаконил" - эксперт о ввозе евроблях в режиме транзита
Активисты также поддержали протест обычных граждан против повышения цен на топливо (требование привязать акциз к гривне) и увольнение председателя "Укртрансбезопасности" Михаила Ноняка. Чиновника стремятся уволить из-за принятия взяток ним самим и коррупцию других сотрудников "Укртрансбезопасности".
Что предусматривают законопроекты №8487 и 8488?
Непринятые во втором чтении законопроекты №8488 и №8487 предусматривают такие изменения в растаможивании автомобилей:
1. Разрешается растамаживать автомобили, произведенные ранее 2010 года.
Каждый водитель будет 180 дней для того, чтобы растаможить свой автомобиль.
2. Сумму растаможка будут рассчитывать по формуле - базовую ставку пошлины умножают на коэффициент в зависимости от года выпуска и объема двигателя машины. Для авто с бензиновым двигателем предлагают базовую ставку 50 евро. Для дизельных - 75 евро
3. Растаможка машин 5-летнего возраста подорожает. Например, сейчас 1,5-литровый дизельный "Рено Меган" в 2013 году стоит растаможить 1911 евро, по новому законопроекту - 2595 евро.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Верховная Рада рассмотрит законопроект об евробляхах
4. Налоги на машины 2010 и 2008 года не будут существенно отличаться.
5. Акциз уменьшился для машин с двигателями свыше трех литров. Например, за 7-летний "Форд Мустанг" с 5-литровым мотором, по нынешним ставкам, надо отдать 11045 евро. По законопроектам - 1750 евро
6. Дешевле станет ввезти машину с двигателем большого объема. Например, сейчас растаможка 17-летний "Опель Вектра" с двигателем на 1,8 литра в Украине стоит почти 150 000 гривен. По новым законопроектам, такое авто можно ввезти вдвое дешевле.
Какие еще законопроекты, связанные с изменением статуса "евроблях"?
Всего с начала 2017 года в Верховной Раде зарегистрировали более 20 законопроектов, которые должны решить проблему владельцев автомобилей на еврономерах.
Народные депутаты предлагают радикально снизить ввозные пошлины на все виды иностранного транспорта. Также говорят об объявлении своеобразной "амнистии" водителям на "еврономерах". Народный избранник Роберт Хорват (БПП) предложил ввести переходный период, например, полгода, когда все "евроавтомобили" пройдут одноразовую регистрацию и оплатят дополнительно НДС. При этом, транспортные средства должны соответствовать европейским экологическим стандартам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "За кермом я, наче справжній звір" - топ-3 песни о "евробляхах"
Нардеп Татьяна Острикова ( "Самопомощь") в своем законопроекте предлагает частичную плату при ввозе автомобиля: на 2018 год это будет 0,2% от суммы таможенных платежей. А уже во внутренних таможнях Украины можно будет дальше ежемесячно выплачивать соответствующую пошлину до полной выплаты.
Есть законопроект, предлагающий владельцам машин на Еврономер за переход на украинские номера платить от 1 до 1,4 тыс. евро в зависимости от года выпуска. Также депутаты предлагают оплатить штраф 8,5 тыс. грн. и пошлины, но почастично за 1-2 года.
Каковы масштабы проблемы с нерастаможенными авто?
Преимущественно нерастаможенные машины везут из Польши и Литвы. Там водители покупают недорогие машины - до 80 тыс. грн. Это в основном немецкие модели с пробегом более 150 тыс. км и возрастом до 10 лет.
Автомобили в Украину ввозят по трем самыми популярными схемами - как транзитное авто, как машину, оформленную на иностранную фирму, или через иностранцев.
За растаможку в течение первых 30 дней владельцам будет предоставляться скидка 50%, а в течение следующих 60 дней - 25%. В следующие три месяца будет действовать старая ставка, но без штрафных санкций.
Жители западных приграничных областей обычно пригоняют машины по транзитной схеме, якобы для пересечения Украины. Въезжают на одном пропускном пункте, а через пять дней едут пересекать границу на другой Это удобно, когда живешь за 20-30 километров от границы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Литва помогает Украине с "евробляхами"
Жители центральной и восточной Украины ввозят машины, зарегистрированные на предприятия за рубежом, или те, которые имеют владельцев-иностранцев. На такой машине можно ездить год. Затем нужно пересекать границу и въезжать в Украину снова.
За несколько лет ввоза нерастаможенных автомобилей сотни украинцев уже открыли бизнес на этом. Предлагают "евробляху" "под ключ". За такую услугу просят ориентировочно 25-29 тыс. грн. Деньги берут в евро. Работник фирмы едет в Литву и снимает видеообзоры подержанных иномарок. Направляет их через интернет клиенту. Избранное авто перевозит со всеми документами владельцу. Через год авто должно снова пересечь границу с Литвой.
"Евроблях" в этом году в Украине увеличилось до 794,6 тыс. 295 таких авто задекларировали украинские чиновники. Больше всего чиновников покупали машины на "еврономерах" в Закарпатской и Львовской областях.
Новый феномен покупки автомобилей нашел свое отражение и в культуре. Например, музыкальная группа "Свободная Касса" даже выпустил песню с припевом "Опа-опа тачки из Европы" о мужчине, который купил нерастаможенную BMW, которая была в аварии.
Как будет развиваться ситуация дальше?
О возможном развитии ситуации и о возможном компромиссе власти с митингующими рассказал авто эксперт Тарас Брязгунов.
"Скорее всего Верховная Рада не отменит коэффициент возраста при растаможивании. Коэффициент возраста - это тот барьер, который сдерживал ввоз в Украину автомобилей, не соответствующих экологическим стандартам и таких, что вообще могут быть опасными. В то же время Верховная Рада может принять другие поправки для достижения компромисса с водителями авто на еврономерах. В частности, в этом законопроекте есть поправка относительно льгот ввоза электромобилей ".
Определенной уступкой для водителей будет изменение в законопроекте, которое внесла глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. Каждый водитель будет иметь 180 дней для того, чтобы растаможить свой автомобиль. За растаможку в течение первых 30 дней владельцам будет предоставляться скидка 50%, а в течение следующих 60 дней - 25%. В следующие три месяца будет действовать старая ставка, но без штрафных санкций. Только после этого водителей начнут штрафовать.
Как могут измениться штрафы для "Бляхера"?
Стоимость штрафа не изменится. Если авто незаконно задержали более суток, штраф составляет 170 грн. За просрочку более чем на двое суток или повторное нарушение срока штрафуют на 3,4 тыс. грн. За пребывание такого авто в стране на 10 суток дольше, чем разрешено, на водителя накладывают 8500 гривен штрафа.
Если авто задержится в Украине больше, чем на 20 суток - нужно будет заплатить 85 тыс. Грн. Если же больше месяца пользоваться машиной на "еврономерах" или "потерять" такое авто, то придется заплатить штраф в размере 170 тыс. грн или же ждет конфискация транспортного средства.
Чтобы решить ситуацию с митингующими, в парламенте готовятся голосовать за обновленный законопроект уже сегодня.
Чиновники обратилась к правительству с предложением внести транспортные средства из России в перечень товаров, запрещенных к ввозу на территорию Украины.
Комментарии