Продажный журналист

Почему деньги кусают через карман?

Как социальный институт и "четвертая власть" массмедиа серьезно деградировали в последнее время. То, что сегодня журналистика связывается с продажностью, к сожалению, соответствует реальному положению дел. Ни в каждом обществе неудобно сказать, что ты журналист, потому, что к этой профессии существует негативное отношение и легко понять почему.

Журналистика может влиять на ситуацию – только "музыку" в этом случае заказывает владелец издания. Продажность проявляется на всех уровнях: лоббирование интересов власти, олигархов, компаний.

Сегодня СМИ вряд ли способны решить эту проблему. На проблему продажности надо смотреть шире.

Речь идет об обществе в целом, потому что благодаря массмедиа нас приучили к потребительскому образу жизни: зарабатывать деньги и тратить их на развлечения.
Статью заказывают подобно блюду в ресторане. Еще один изящный синоним взятки за посещение пресс-конференций или других мероприятий связанных с сопровождением важных персон за рубеж – "транспортные расходы".

Помимо подкупа рядовых журналистов политики и бизнесмены подкупают целые СМИ.
В Украине СМИ еще более коррумпированы: продаются целые телепрограммы и выпуски новостей.
Взимаются деньги и за "блокирование" – отказ от публикации негативной информации. Размер взяток, которые дают политики, зависит от должности журналиста и влиятельности СМИ и варьируется от ноутбука до автомобиля.
Пару дней назад здесь на одном из блоков кляли почем свет стоит одного известного, популярного и на мой взгляд и не только, профессионального и талантливого журналиста. Странно было читать многие комментарии умных людей, которые до сих пор не поняли, что все покупается и продается, в том числе и в среде журналистов. Причем никак не меньше, чем в среде чиновников.
Я люблю иногда кропать в интернете.

Блоги – это для души и отдушина одновременно. Для души – отсутствие или почти полное отсутствие материальных преференций. И, конечно, интернет – это обратная связь. Причем такая связь налаживается почти мгновенно. Все отклики можно разделить на: позитивно-конструктивные, негативно-аргументированные и просто негативные.
В негативных тоже имеются аргументы, которые обычно сводятся к трем догматам – сам такой, кто ты такой, материал заказной, а журналист продажный.
На последнем, так сказать, "аргументе" хотел бы остановиться поподробнее.
Небольшое лирическое отступление.
Когда я слышу "независимый журналист", "свободные СМИ", то хорошо понимаю, что это всего лишь метафора, фигура речи. Любой человек, в том числе и журналист, всегда зависим от тех или иных обстоятельств. Независим от власти, зависим от жены. Независим от жены, зависим от любовницы и т. д. и т.п.
Называя журналиста по каждому поводу и без повода продажным, забывается как-то другое значение этого слова.
Продажный – предназначенный для продажи.
Поэтому для меня определение "продажный журналист" имеет положительное звучание.

Продажный – значит востребованный. Профессионализм (ЗУНы знания, умения, навыки – это все из школы) – товар, который, как и всякий товар имеет цену. Закономерность простая – чем выше профессионализм, тем выше цена. Ничего нового. Журналист продажен так же, как продажны спортсмены, артисты, учителя, врачи. Продажность оценивается не только в денежных знаках.
В школе набирают два первых класса. К Марь Иванне конкурс, а к Анне Иванне идут от безысходности. Более высокую продажность Марь Иванны государство оценивает неадекватно (почему – другая тема), но цветов и конфет она от родителей получает больше (другие "подарки" вынес за скобки).
Меня всегда умиляет одна и та же реплика, которую слышу от разных читателей: "Он написал этот материал за деньги. Интересно, сколько ему заплатили"?



Каждый раз, слыша подобное, меня посещает недоумение. А с какого такого бодуна он должен писать бесплатно, если писать – его работа? В современной жизни не знаю людей, которые бы ходили на работу "за просто так". Если есть, поделитесь опытом.
И еще одна закономерность.
Чем ниже продажность, тем чаще журналист пишет на тему "чего изволите". Работа в штате редакции – несколько иное. Там производственная дисциплина, свои правила игры.

Я о другом. В "голодные" годы, когда штатных гонораров хватало только на сведение концов с концами, брались за любую работу, и не только журналистскую. Но преимущественно все-таки по профессии. Писали всевозможную "джинсу" про аплодисменты, переходящие в овации. У них, конечно, был выбор – могли отказаться. Но не отказался – жена, дети, партийный билет.

Сегодня цена их продажности повысилась, и выбор стал более разнообразным и комфортным. Есть из чего выбирать, есть от чего отказаться.
К проблеме выбора примыкает вопрос цензуры.

Для большинства журналистов понятия "цензура" не существует. Публикуют все – не взяли в одной газете, опубликую в другой, отказали в другой, размещу в интернете. Есть только самоцензура, которая укладывается в два простых табу – не лезть в личную жизнь героев и не создавать публикациями трудности своим близким. Поэтому сколько бы мы ни писали о продажности журналистов, их только становиться еще больше.

Разве можно спорить с этим? Тогда назовите мне такого журналиста, который не берет и не получает? Если найдете среди известных и востребованных, тогда свой постик уничтожу и извинюсь перед всеми читателями.








Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

Залишати коментарі можуть лише авторизовані користувачі