Сергій Пєтков
історик, правознавець, експерт науково-дослідного центру "Політика і освіта", автор і ведучий науково-популярних програм
29.01.2015
84

"Киев – мать городам русским": четыре столицы Руси

С древнейших времен правители пытались увековечить себя в памяти потомков: грандиозные монументы, барельефы и надписи – свидетельства их деяний. С момента появления письменности в стихах и прозе деятели культуры восхваляли и высмеивали власть. Философы пытались синтезировать механизмы справедливого устройства общества, а хронисты фиксировали вехи появления и исчезновения государств и правящих династий.

История каждого государства таит в себе множество загадок. Увы, политики во все времена пытались "переписать" историю с выгодных для себя позиций. Но исторические мифы это не просто не правильное толкование истории. Перекрученная история становиться основанием для противостояния между государствами и народами, ведет к вооруженным конфликтам. Поэтому главной задачей современных исследователей является непредвзятое изучение всех исторических фактов. Объективная оценка событий позволит найти правильные решения современных социально-культурных и политико-экономических вопросов.

Ныне продолжаются спекуляции вокруг истории Древней Руси. Заблуждения, сконцентрированные в норманнской и антинорманской теории, вновь будоражат умы политиков и общественности. Государства, возникшие на территориях, которые длительное время входили в состав Российской империи, сошлись в идеологической схватке за ментально-духовное наследие восточнославянского объединения – Русь.

Владимир Киреев. "Князь Святослав"

Одним из мифов, которым орудуют псевдопатриоты как с одной, так и с другой стороны виртуальных и реальных баррикад, является всем нам известная летописная фраза: "Киев – мать городам русским". Не строя догадок и предположений, попробуем вначале нашего исследования поставить некоторые вопросы:

Почему, кто и в каких условиях произнес фразу "Киев – мать городам русским?
Кто, когда и при каких условиях основал город Киев?
Является ли Киев первой столицей Руси и "матерью городам русским"?

Попробуем найти ответы на эти и другие вопросы, которые возникают при изучении истории Киевской Руси. Прежде всего, рассмотрим легенду об основании Киева. Знаменитая "Повесть временных лет", написанная, согласно традиционным представлениям, киевским летописцем, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором свидетельствует о том, что Киев был основан тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом. Кий, Щек и Хорив – летописные князья, которые упоминаются в Повести временных лет как основатели Киева. А также упоминается их сестра – Лебедь. Вот как об этом повествуется в летописи:

"Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до этих брат ьев(о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве." [Нестор. Повесть временных лет].

Расселение племен Центральной и Восточной Европы в VII-X в.в.

Далее летописец акцентирует внимание на двух важных деталях: во первых, на то, что Кий не был перевозчиком и во-вторых, что он ходил в Константинополь, где удостоился "великих почестей". Такой экскурс Нестора позволяет нам сделать умозаключение о том, что Кий некоторое время пребывал на службе у византийского императора. Таким образом поступали многие представители знатных родов Восточной Европы.

Территория лесостепной полосы Среднего Поднепровья в данный период, по всей видимости. Была в безопасности. Возможно, свое владение князь оставил на попечение отца или деда (увы, в хрониках не сохранилось их имен), либо своим братьям Щеку и Хориву. Более того, мы можем утверждать, что Кий и его род был связаны с торговлей, возможно содержал ряд таможенных пунктов и таким образом был причастен к торгово-экономическим отношениям между Востоком и Западом.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. И после этих братьев стал род их держать княжение у полян." [Нестор. Повесть временных лет].

Таким образом, подчеркиваем, что братья были людьми, знающими и умными, и пользовались уважением среди полян, на земле которых и был построен город Киев. Также указывается, что Кий с большим войском ходил в Царьград и был в большом почете у царя. Кроме того, Кий победно воевал на Дунае и основал новый городок – Киевец на Дунае. Но впоследствии, в результате конфликтов с местным населением, вынужден был вернуться восвояси. Б. Рыбаков так характеризует деятельность князя Кия: "Древний предшественник Святослава, великий князь киевский, деятельность которого простиралась от берегов Дуная, а дипломатические связи – до Царьграда" (Мир истории. Начальные века русской истории). Нестор называет дату хазарского нападения на Киев – "после смерти Кия", что подтверждает гипотезу Б. Рыбакова – VI-VII столетия. О реальном существовании князя Кия и о его княжении высказываются и известные историки А. Шахматов и А. Пресняков.

"И быша три браты: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, где же ныне узвоз Боричев, а Щек седяше на горе, где же ныне зовется Щоковица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоревица. И сотвориша град во имя брата своего старшего и нарекоши имя ему Киев" [Нестор. Повесть временных лет].

"Повесть временных лет" не содержит сведений о дате смерти князя Кия, о его наследниках, о том кто продолжал княжение после его смерти. Указывается лишь ответ жителей города на вопрос пришедших в город Аскольда и Дира: "Чей это город? – Строители его, три брата давно скончались и мы теперь платим дань хазарам". Тем не менее, иные источники содержат версии и о наследниках первых киевских князей и о целой киевской династии – киевичей.

В ряде арабских хроник упоминается страна Куявия, которая соседствовала со Славией и Артанией, а те, в свою очередь, межевали с северными границами Византии и Хазарии. Но сведений о правящих династиях этих государств, увы, не сохранилось. Поэтому утверждать или опровергать гипотезы о том, что наследники Кия правили в Киеве до прихода варягов Аскольда и Дира, у нас нет веских оснований. Для нас важным фактом в данном повествовании является то, что Киев с древнейших времен был столицей славянского племени, которое именовалось "полянами".

Кий, Щек и Хорив – не были русскими князьями, не были руью или руссами. Князья либо были местного происхождения и в силу международных связей, в частности с Византийским императорским двором, смогли подчинить своей власти территорию Среднего Поднепровья. Либо пришли с Дуная и подчинили своей власти восточнославянское племя "поляне". А на покоренной территории правители построили город Киев. Таким образом, полян нельзя отождествлять с Русью, а Киев изначально не мог быть первым городом на Руси так, как Руси в тот момент на данных землях просто не существовало. Киев появился гораздо ранее появления Руси как государства и впоследствии надгосударственного объединения.

Для того чтобы продолжить наш поиск нам необходимо дать ответы на очередной блок вопросов:

Когда и где появилось государство Русь и кто был первым правителем Руси?
Кто такие "русь" и откуда они пришли на земли Северо-Восточной Европы?

Мы не будем углубляться в анализ давнего спора норманистов и их противников – антинорманистов. Этот дискурс оставим на будущее. Краткая фабула событий основанных на фактах, почерпнутых из достоверных письменных источников – основа наших изысканий. По данным Повести временных лет в 862 году северные прибалтийские племена призвали к себе "на княжение" варягов – "русь" во главе с Рюриком. Рюрик является основателем и первым правителем государства Русь. Именно Рюрик и привел в Прибалтику крупную группировку руссов.

Государства викингов в Восточной Европе в середине IХ века

Профессиональные воины русь благодаря сплоченности и воинской выучке, смогли подчинить своей власти разрозненные северо-восточные племена. На покоренных землях братья Рюрик, Синеус и Трувор поставили ряд крепостей. Главным городом был город, в котором находился старший брат Рюрик. Первой столицей Руси была Ладога. Ныне – это Старая Ладога. Остатки укреплений сохранились до наших дней. Из Ладоги осуществлял свое правление первый государь руссов – Рюрик.

"В год 6370 (862). И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли они вначале к словенам, и поставили город Ладогу. И сел в Ладоге старший брат Рюрик, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене." [Нестор. Повесть временных лет].

Когда руссы появились в Киеве?
Было ли это завоевание или мирное переселение?
Кто возглавил первых руссов?
Какой город являлся первой столицей Руси?
Кто и когда основал первую столицу?
Сколько столиц было у Руси?

Вернемся к истории появления варягов в Прибалтийских землях. Гнилые топи с редким населением да с богатым зверьем лесами встретили своих новых правителей. Три брата: Рюрик, Синеус и Трувор вместе с дружиной (варягами) пришли на российскую землю. В летописи говорится: "И выбралось трое братьев с родами своими, и с собою всю взяли Русь". Таким образом, летописец подчеркивает, что Русь, руссы – это не этническое название норманнов или славян, а наименование, которым пользовались славянские народы (а от них переняли и другие) в отношении воинской прослойки общества и непосредственно княжеской дружины. Для того чтобы закрепиться на все еще неспокойных территориях, поставили они в низовье реки Волхов, в землях ильменских словен первый город-крепость, свою первую столицу – Ладогу.

Город, известный как Алдейгьюборг (Ладога), по скандинавскому обычаю располагается не на самом берегу, а в десяти с лишним километрах от Волхова – там, где сейчас находится небольшой городок Старая Ладога. Из Ладоги осуществляли управление "волостью", творили суд, стены её служили для варягов прочным укрытием от набегов местных племен. Во главе государства стал старший из братьев – Рюрик. Подчеркнем, первая столица Руси – Ладога (ныне Старая Ладога).

Вместе с Рюриком на земли Северо-Восточной Европы пришло многочисленное варяжское войско. Многие из варягов не разделяли политику Рюрика, которая заключалась в постепенном подчинении местных туземных племен и создании варяжского государства. Прежде всего, их интересовала добыча, которую можно было получить во время грабительских походов. Поэтому в то время, когда Рюрик занимался укреплением внутреннего устройства своего государства, два его соратника, не родственники конунга, а "бояры" – воины знатного происхождения Аскольд и Дир вместе со своей дружиной отпросились у Рюрика пойти в поход на Константинополь. Конунг дал им свое разрешение, остановив, таким образом, начало назревавшего бунта в его исходной точке и использовав своих политических противников, имеющих значительный авторитет у войска, для дальнейшего продвижения варягов на юг.

Двигаясь вверх по реке Ловати, текущей с юга на север, а затем, перетащив свои корабли волоком к Днепру и спустившись по нему вниз, Аскольд и Дир подошли к Киеву, который находился под властью хазарского кагана. Увидев город на Днепре, Аскольд и Дир спросили: "Чей это город?" На что местные жители ответили: "Было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили город этот и погибли. А мы живем в городе и платим дань хазарам".
Краткий ответ киевлян, запечатлённый в Летописи, свидетельствует о том, что в период появления викингов на политической арене в Северном Причерноморье славянская государственность (государство Куявия) была значительно ослаблена. Постоянные войны с сармато-аланскими степными народами Причерноморья и Приазовья: гетами, гуннами (протоболгарами), аварами (обрами), герулами, гепидами и другими ослабили славянские народы. В результате восточные славяне вынуждены были признать господство вначале хазар, а затем варягов.

"В год 6370 (862). И над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде." [Нестор. Повесть временных лет].

Итак, исходя из летописного повествования, мы можем констатировать, что варяги-руссы Аскольд и Дир прибыли в Киев и взяли в нем власть во второй половине IX века. То есть русским Киев стал только с момента появления в нем руссов – воевод Рюрика. Русским, но не частью Руси как государства. Таким образом, нам уже удалось выяснить, что связывало историю города Киев и историю варягов "русь".

В то же время Киев с приходом в него варяжской дружины Аскольда и Дира не становился столицей Руси. Государство Русь со столицей в Новгороде в это время находится в сотнях километров севернее. Киев на данном этапе истории освобожденный от хазарского владычества городок, в котором правят варяжские воеводы. В этот период истории Киев уместно рассматривать не как столицу племенного союза, а либо как центр округа или воеводства нового государства – Русь. А скорее как форпост, базу, где дислоцировались, собирались и готовились в военные экспедиции скандинавские отряды и дружины их числа местного населения.

Государства викингов в Восточной Европе в конце IX века

Второй столицей Руси стал новый город Новгород. Более выгодное месторасположение нежели у Ладоги, способствовало росту могущества Рюрика. Новая столица располагалась на пересечении Волжского и Днепровского отрезков "Великого шелкового пути", связывавшего Китай, Индию и Скандинавские страны, а также Скандинавию и Византию. Рюрика вполне удовлетворяла роль могущественного правителя-конунга, владеющего территориями гораздо более обширными, нежели у его коллег в Дании, Швеции и Норвегии. Но в его окружении были и более амбициознае и прагматичные личности. Их словно магнитом тянуло к златоверхим куполам и роскоши Средиземноморья.

Каким образом Киев стал столицей Руси?
Кто и при каких обстоятельствах произнес фразу "Киев мать городам Русским"?

После ухода Аскольда и Дира на Руси произошло ряд событий. Умерли братья Рюрика. Князь подчинил своей власти обширные территории Северо-Восточной Европы занятые финно-угорскими племенами. Князь разделил земли на восемь округов, во главе каждого он поставил своего воеводу, который был обязан собирать дань с подвластного племени и предоставлять в случае необходимости дружину князю. Так воеводой над кривичами был поставлен доверенный человек и по мнению ряда ученых родственник Рюрика – Олег. Центрами подвластных территорий стали "поставленные" Рюриком города. Но в 879 году Рюрик умер. После смерти Рюрика, новгородским князем, и, следовательно, правителем Руси, стал его сын Игорь І.

В связи с тем, что Игорь был еще ребенком, регентом, а фактически великим князем стал Олег І прозванный впоследствии "Вещий". Именно Олег произнес знаменитую летописную фразу. Столицей Руси в это время был город Новгород. Впоследствии Новгород будет играть важную роль в истории Киевской Руси, как ее северная столица. Именно из Новгорода начал свой завоевательный поход на Киев Олег.

Каким образом была перенесена столица Руси из Новгорода в Киев?
Что означает фраза "Киев – мать городам русским"?

Верным союзником в начинаниях Олега выступило племя кривичей, с которым он в 882 г. захватывает город Смоленск, где садит своего воеводу. Мы не можем говорить, что в данный период столица была перенесена из Новгорода в Смоленск. Несмотря на то, что фактически столица была там, где находился правитель. Все же во время правления Олега I в Новгороде уже действовали определенные государственные институты, и он продолжал восприниматься населением как главный город Руси.

Удачливый предводитель поднял свой авторитет в глазах варяжских воинов: теперь он контролировал торговый путь "из варяг в греки" в верхней части Днепра. Таким образом, в первые годы регентства Олегу удалось заглушить сепаратистские устремления варяжских воевод, а также подчинить своей власти значительные территории, ранее лишь номинально контролируемые варягами. Мы не имеем точных данных были ли иные претенденты на наследство Рюрика, кроме Игоря и, соответственно, Олега. Но даже если и были, то Олег выбрал для себя удачную и фактически беспроигрышную роль, эдакого ревнителя и хранителя традиций, защитника прав малолетнего наследника на отцовский престол. Описания нравов и обычаев скандинавских знатных родов позволяют предположить, что в любом случае имела место быть борьба за великокняжеский стол. Так ли это или нет, возможно, станет известно с появлением новых источников. Но, в любом случае, борьба с претендентами на власть завершилась победой Олега.

После утверждения своего первенства на Руси, Олег решил нанести удар по Киеву, где правили Аскольд и Дир, не желающие подчиниться его власти. Собрав войско из подвластных племен: чуди, словен, мери, веси и кривичей, он выступает в поход на Киев. Свой поход на Киев Олег начинает из северной столицы – Новгорода. Некоторые ученые пытаются увеличить возраст Нова града. Как известно, датой "рождения" населенного пункта считается дата первого письменного упоминания о нем. Попытка повернуть историю Великого Новгорода ко временам Раннего Средневековья, когда новгородский князь Бравлин напал на Сурож (Судак) малообоснованны, но об этом позже. Сейчас же мы просто констатируем тот факт, что и Новгород не является первой столицей Руси.

Взяв город Любеч, он оставляет в нем своего воеводу. Олег понимал, что завладеть хорошо укрепленным Киевом, в котором находится сильная варяжская дружина, будет нелегко. Для достижения своей цели военачальник использовал хитрость. Оставив основную часть войска позади, Олег вместе со своею дружиною – варягами, подходит к Киеву. Прибыв к киевским горам, конунг приказывает им оставаться в кораблях, а сам с небольшой частью своих воинов идет к Угорскому урочищу, откуда посылает посланца к Аскольду и Диру со словами: "Мы – купцы и идем в Греки от Олега и Игоря – княжича. Придите оба к родне своей, к нам".

Когда Аскольд и Дир, ничего не подозревая, подошли к Олеговым кораблям, варяги выскочили из своих укрытий, отрезав им путь к отступлению. Олег, не желавший терпеть противников своей власти, сказал: "Вы оба не есть ни князья, ни рода княжеского. Я есть рода княжеского". Вынесли Игоря, тогда еще ребенка, и Олег продолжил: "А это – сын Рюрика!". И мечи пронзили тела варяжских воевод. Обезглавленная норманнская дружина Киева сочла бессмысленным сопротивление своим собратьям с севера. Не исключено, что в убийстве Аскольда и Дира принимали участие и их соратники, ставшие на путь заговора с более удачливым и авторитетным конунгом Олегом. Убив Аскольда и Дира, их похоронили: Аскольда на горе, которая впоследствии будет названа "Угорской" (на могиле Аскольда боярин Ольма построит церковь святого Николая), а Дира за святой Ориною.

"В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила – за церковью святой Ирины." [Нестор. Повесть временных лет].

Олег стал княжить в Киеве, сделав его своей столицей. "Это мать городам русским", – сказал новый князь, взойдя на киевский престол. Захватив Киев и земли полян, Олег основывает новые города-крепости. Теперь он пытается опереться на полян, а на бывших союзников – племена словен, кривичей и мерю – накладывает дань. Новгород должен был давать варягам триста гривен в год ради мира до смерти великого киевского князя Ярослава I Мудрого.

Таким образом, Киев не мог быть ни единственной, ни первой столицей варяжского государства, так как Олег завоевал его. Но он воистину стал столицей Руси, накрепко утвердившейся на днепровских берегах. Варяги-русь, на землях, которые они завоевывали, отстраивали старые города-крепости, налаживали административные и торгово-экономические связи. Лучшие мужи Олега становились ревностными воплотителями сильной централизующей политики великих князей.

Мы уже определили, кто и при каких обстоятельствах произнес знаменитую фразу "Это мать городам русским" и ее значение в истории Восточной Европы. Нами установлен тот факт, что Киев, являлся очередной после Новгорода столицей государства Русь. А так же уделили достаточно внимания вопросу о первой столице Руси – Ладоге, которую основал князь Рюрик.
Вернемся к вопросам:

Сколько столиц было у Руси?
Были ли еще столицы у Руси, кроме Ладоги, Новгорода и Киева?
Где располагалась столица князя Святослава Игоревича?

Итак, Киев – третья столица Руси. И с 882 г. Русь становится Киевской в полном смысле словосочетания и названия государства. Не будем углубляться в толкование понятий государство, народ этнос и прочих, которые в те далекие времена не совсем совпадали с современными дефинициями, здесь мы рассматриваем вопросы, связанные со столицей Руси. И как мы знаем, во время раздробленности, на такой статус могли претендовать многие города – центры удельных княжеств. Поэтому и Чернигов, и Владимир, и Тьмутаракань и Галич и другие древнерусские города определяют, как центры удельных княжеств. Но все же, пусть непродолжительное время у могучей Древней Руси, объединенной в единое государство, была еще одна столица.

Государства викингов в Восточной Европе в первой половине Х века

Столицей Руси во время правления Олега І и Игоря І несомненно являлся Киев. Несколько иная роль у Киева была во время княжения сына Игоря – Святослава. Грандиозные великие предприятия великого князя Святослава привели к тому, что его интересы напрямую столкнулись с интересами Византийских императоров, которые стремились сохранить свое первенство в Причерноморье. Князь Святослав І завоевал Поволжские и Прикаспийские земли, подчинил своей власти Северный Кавказ и Крым, присоединил к Руси Приазовские и Причерноморские степи. А затем двинул свои полки за Дунай. Вслед за великими завоевателями Аттилой и Аспарухом он стремился подчинить своей власти Паннонию и Балканы. И именно великий князь Святослав заявил "Не любо мне сидеть в Киеве".

Рассмотрим данный вопрос подробнее. В конце 60-х годов Х века Святослав Игоревич совершил ряд походов на Балканы. Весной 968 года, в то время, как Святослав І был в Переяславце, к Киеву подошла печенежская орда, предположительно ее возглавлял каган Куря. В городе к тому времени пребывала княгиня Ольга с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром. Их охраняла немногочисленная дружина. Только благодаря тому, что к Киеву подступила дружина Претича, удалось снять осаду города. Данные события описаны в легендах и преданиях, овеянных романтизмом, но мы им удели внимание далее.

Заключив мирное соглашение с Претичем, Куря не ушел с киевской земли, а начал грабить окраины города и окружающие городки и села. Оказать сопротивление печенегам было некому. Тогда киевляне послали гонца к князю Святослава, со словами: "Ты, князь, чужую земли ищешь и заботишься, а свою оставил. Нас же чуть ли не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь, не оборонишь нас, – то все-таки нас возьмут. Или тебе не жаль земли своей, и матери, которая стала старой, и детей своих?" Услышав плохую новость, Святослав I вернулся со своей дружиной в Киев, разгромил орду печенегов, которая расположилась близ города, и прогнал их в степь.

Подчеркнем "со своей дружиной". Часть войска осталась на Дунае. Отряды союзников, также в этот период, скорее всего покинули оккупированную территорию. Союзниками Руси в войне с Византией и Болгарией выступали торки, черные клобуки, венгры, а также печенеги. Фраза "Настал мир" довольно часто используется летописцем. Но скорее, это был не мир, а перемирие. Беспокойные русские правители не мыслили себя без войны. Итак, настал мир.

Но не было мира в душе князя. И сказал Святослав: "Не любо мне в Киеве жить. Хочу жить я в Переяславце на Дунае, потому что там середина земли моей. Ведь там все богатства сходятся и из Византии – паволоки, золото, вино и овощи, из Чехии и Венгрии – серебро, из Киева – мех, воск, мед и челядь".

"В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы". Отвечала ему Ольга: "Видишь – я больна; куда хочешь уйти от меня?" – ибо она уже разболелась. И сказала: "Когда похоронишь меня, – отправляйся куда захочешь", Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу." [Нестор. Повесть временных лет].

В 970 году Святослав І осуществил еще один поход на Балканы. Таким образом, мы с уверенностью говорим о двух походах Святослава на Болгарию. Второй поход имел особенность в том, что в Святослав фактически возвращался на уже подчиненные ему территории, но в это время его союзник – Византийская империя, начала совсем иную игру. И уже открыто выступила против Руси. Вначале боевых действий богиня Слава или Виктория (Победа) была на стороне великого киевского князя. Войско руссов при поддержке многочисленных союзников одержало победу над противником.

Рассвет Киевской Руси в первой половине Х века

Непродолжительное время с 968 по 971 гг. столицей государства Святослава І был город Переяславец на Дунае – стратегически и экономически важный центр. До сих пор продолжается дискуссия, можем ли мы сопоставлять Переяславец, Киевец, Доростол и современную Силистру. Бесспорно, что этот город имел огромное значение во времена Римской и Византийской империи. Не менее важную роль он продолжал играть и во времена Болгарского царства, как ставка патриарха и форпост на Дунае. И здесь мы видим огромное количество связующих нитей между историей Руси и появлением на территории полян первых князей во главе с Кием, столкновениями между скифо-сарматскими дружинами с римлянами, появлением в Причерноморье Старой Великой Болгарии…

Круг замкнулся: князь Кий, во время Раннего Средневековья княжил в Киевце на Дунае, а Святослав перенес столицу Руси на Дунай… И, хотя это тема иной исторической экспедиции, здесь мы можем констатировать, что во время правления Святослава Русь получила свою четвертую столицу. Переяславец – византийский Доростол или современная Силистра стал четвертой столицей Древней Руси.

Эта страница истории драматична, как для Руси так и для Болгарии. В связи с геополитической ситуацией Рюриковичам, как правящей династии Руси не удалось закрепиться на Балканах, а большая часть Болгарского царства была завоевана византийцами. Фактически, Святослав нанес сокрушающий удар по Первому Болгарскому царству. Театр боевых действий разыгрался на территории Болгарии. Византийцы завершили разгром государства болгар, пик могущества которого пришелся на времена правления Симеона I Великого.

Далее события развивались не менее стремительно. Империя Святослава распалась на части. Часть территорий освободилось от вассальной зависимости (Волжская Булгария), иные были завоеваны (Дунайская Болгария), иные разделены между потомками правителя. Так столицей старшего сына Ярополка І стал город Киев, среднего Олега ІІ – Овруч, младший Владимир І правил в Новгороде.

Князь Святослав I завоевал Поволжские и Прикаспийские земли, подчинил своей власти Северный Кавказ и Крым, присоединил к Руси Приазовские и Причерноморские степи, а затем двинул свои полки за Дунай. Вслед за великими завоевателями Аттилой и Аспарухом, он стремился подчинить своей власти Паннонию и Балканы. Подчеркнем "со своей дружиной". Часть войска осталась на Дунае. Отряды союзников, также в этот период, скорее всего покинули оккупированную территорию. Союзниками Руси в войне ч Византией и Болгарией выступали торки, черные клобуки, венгры, а также печенеги.

Впоследствии, во времена правления сыновей Владимира І, при Ярославе І Мудром Киевская Русь была разделена на две части. Правителем западной со столицей в Киеве, и вторым городом – Новгородом стал Ярослав І Мудрый. Второй восточной со столицей в Тьмуторакане и вторам городом – Черниговом – управлял его брат Мстислав І.

И с тех давних времен понятие "русь" стало неотъемлемым для Восточно-европейских народов, которые стали считать себя славянами. И династия Рюриковичей уже не воспринималась как пришлая, хотя термин "варяги" до сих пор продолжает обозначать пришлых, заезжих завоевателей. Но, не смотря на все перипетии истории и братоубийственных войн Киев оставался столицей Руси как надэтнического, надгосударственного и надисторического объединения восточных славян, тем самым подтверждая и утверждая знаменитую летописную фразу "Киев – мать городам русским".

Сергей Петков

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

84

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі