Александр Гончаров
При технической поддержке Агентства по международному развитию США ( USAID ) возглавил группу отечественных экспертов по созданию саморегулируемой организации " Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса" и стал ее первым генеральным директором. В качестве эксперта активно участвовал в создании Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев . Вошел в первый состав консультационно - экспертного совета при Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Автор более сотни публикаций в деловых печатных изданиях и нескольких циклов телепередач. Член Союза журналистов CCCР и НСЖ Украины .
24.09.2014

Начинать надо не с налогов, а с расходов бюджета

Старая экономическая модель, а с ней и старая налоговая политика, исчерпали себя. Но сегодня ли это стало ясно? Думаю, это стало понятно еще вначале 2005г., когда всему миру устами Президента Украины В.Ющенко было заявлено о начале нашей интеграции в Евросоюз. Но после тех заявлений так до сих пор и не появилась действительно реальная программа экономического развития нашей страны.

Уже никто не будет спорить, что старая экономическая политика, ориентированная на интеграцию с Россией, уже не действует. Сейчас у нас есть благородная цель – стать членами Евросоюза. Но, что в следующем году будет делать правительство в экономической сфере для достижения поставленной цели? И пора властям уже осознать, что бедные страны со слабой экономикой никому не нужны. А те последние дискуссии в СМИ и информационные выбросы в ходе телевизионных ток-шоу о якобы готовящемся очередном повышении налогов, значительном сокращении госсектора и прочее, прочее только сгущают туман непонимания: какая же всё-таки будет у нас новая экономическая политика?

Поэтому все обсуждают, надо ли повышать или снижать налоги? Но прежде постараюсь структурировать нынешнюю проблему, вызванную резким замедлением роста и соответственно падением ВВП до 7% - 9% к концу текущего года. И какие здесь негативные составляющие? Безусловно, во- первых, это военно-политические шоки, на которые до сих пор отвечает вся наша страна. Здесь, как никогда ранее, важны точечные государственные решения. Во-вторых, это конъюнктурный спад или обычный бизнес-цикл. Вот где особенно нужны меры экономического стимулирования. В-третьих, это структурное замедление, которое, по мнению экспертов, вызвано либо снижением эффективности использования труда и капитала, других факторов производства, либо невозможностью дополнительного вовлечения их в украинскую экономику.

Кстати, структурные темпы развития экономики Украины замедлялись все так называемые жирные нулевые годы. И сейчас эта проблема еще больше обострилась. В этом контексте экспертам с консервативной точки зрения легко говорить, что надо делать с налогами. К примеру, повышать налоги в условиях конъюнктурного снижения бизнес-цикла – это, мягко говоря, как то странно выглядит. Потому что их обычно снижают в данных условиях, чтобы стимулировать экономику.

Если же говорить о долгосрочных целях и структурном замедлении, то для активизации деятельности в этом направлении – также снижают налоги (повышать что-либо здесь трудно и не дальновидно). И, конечно, правительству в первую голову надо думать о макроэкономической сбалансированности – это самое важное и необходимое условие для экономического оздоровления и в последующем роста. Правда, повышение налогов – это тоже один из способов достижения этой сбалансированности. Однако, если добиваться макроэкономической сбалансированности, то надо начинать не с налогов, а с расходов бюджета. У нас слишком много не эффективных расходов, в частности, непроизводительных расходов бюджета.

Что такое производительные расходы? Это вложения в человеческий капитал и в инфраструктуру. Что такое непроизводительные расходы, которые, безусловно, также необходимы (они не ускоряют экономический рост, а служат неким обеспечением для него)? Это расходы на госуправление, оборону, правоохрану и т.п. И сегодня наш госбюджет, говоря простым языком, - сильно перекошен. Вот если бы власти активнее сокращали расходы на госуправление и увеличивали производительные расходы, тогда одновременно добивались бы сбалансированности бюджета и стимулировали бы рост украинской экономики.

Итак, все вышеотмеченное говорит в пользу того, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. И если мы живем на территории налоговых нестыковок, то главное, что нужно сделать сейчас – это сравнить, где мы были и что с нами стало. При этом, не продолжать тему влияния налогов на макроэкономическую сбалансированность, а посмотреть на обязательства перед нашими людьми (неважно какие они – завышенные или нет). Какую доходную часть бюджета сможет сформировать наша экономика? Понимая, что в сравнении с теми, с кем мы конкурируем, наша налоговая система не конкурентоспособна. Мы ухитрились повысить налоговую нагрузку в последнее время так, что реально мы ни с кем конкурировать не можем. Так откуда тогда ждать наполнения доходной части бюджета?!

Поэтому вопрос о том, можно ли и дальше повышать налоги в условиях вооруженного конфликта на востоке страны или в период перемирия, уже просто не стоит. "Это сейчас бессмысленный вопрос, - заметил недавно один ведущий эксперт, и продолжил: - Если мы избрали способ экономического самоубийства, то я знаю менее мучительный способ".

Что ж, в последнее время много острых дискуссий о налогах в нашей стране. Налоговая система – это, безусловно, залог здоровой экономики, и, пожалуй, сейчас всем понятно, что попытки осуществления реформ без приведения налоговой системы в соответствие с экономической ситуацией в Украине обречены на провал.

Олександр ГОНЧАРОВ,

Директор Інституту розвитку економіки України (www.ireu.org.ua)

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі