Дмитро Корнійчук
Журналіст, історик Вважаю, що ми маємо вчитися на своїх історичних помилках
28.09.2013
3216
5

Медицинская реформа: есть ли прогресс?

Наше общество зачастую отличается  "двойными стандартами". С одной стороны – мы мечтаем жить, как на Западе, со всеми его благами и нормами. С другой – мы противимся любым реформам, которые могли бы приблизить нас к этим самым западным стандартам.  Красноречивый пример – медицинская реформа, вызывающая волну критики. Иногда – справедливую, иногда – нет.

Как гласит наша Конституция, медицина в Украине бесплатная. Это нам "подарок" еще из советских времен.  Хотя на самом деле, все прекрасно знают, что никакой бесплатной медицины реально нет. Точнее – есть некая предписанная помощь врачей, получающих зарплату у государства. Но любые лекарства или анализы необходимо делать за свои кровные средства. У медиков на любую претензию всегда стандартный ответ – нам не выделили денег. Не говоря уже об убогом состоянии наших поликлиник и больниц, где сразу теряется воля к жизни, едва попадаешь внутрь.

Парадоксальность ситуации заключается  в том, что из года в год в Украине увеличиваются затраты на медицину. К примеру, если в 2008-м году на здравоохранение шло 3, 1% ВВП, то в 2012-м – уже 3, 9% ВВП. А за первое полугодие 2013-го – больше 4%. Конечно, можно сказать, что мы не дотягиваем до нормативов Всемирной организации здравоохранения (минимум  - 5% ВВП). Однако без реформ в Украине можно бесконечно вбухивать деньги в медицину – а ситуация лучше не станет.

Почему? Все просто – почти 70% средств уходят на зарплаты и неэффективное содержания медицинских учреждений. В частности – лишних койко-мест.

Украинцы тотально недовольны качеством медицинских услуг. От сложившейся ситуации выигрывают разве что частные медицинские клиники, количество которых постоянно увеличивается. Однако только немногие украинцы имеют возможность пользоваться их дорогостоящими услугами. Особенно –в сельской местности или пенсионеры.

Понятно, что сложившуюся ситуацию необходимо было кардинально менять.

Собственно, именно концептуальные изменения предполагает медицинская реформа, начатая в 2012-м году Минздравом.

Суть ее заключается в одной простой мысли - улучшить качество медицинских услуг и сделать более доступными для людей. Плюс – увеличить финансирование медицинской отрасли под конкретные проекты.

Для этого действующая административная медицинская структура делится на четыре основные части – первичная (институт семейной медицины),  вторичная (узкоспециализированная), третичная (сложные операции) и экстренная (реформа "скорой помощи").

Приоритет, по задумке Минздрава, отдается именно семейной медицине. Кстати, взятой именно по европейскому и американскому образцу.

Семейный врач должен проводить первичный осмотр пациентов, выписывать рецепты на лекарства, курировать их лечение и, в случае сложных заболеваний, давать дальнейшее направление к узкоспециализированным врачам  - хирургу, кардиологу и так далее.

В Минздраве уверены: именно семейный врач примет на себя большую часть первичных проблем пациентов. По западному образцу. А также сможет толком пояснить, к какому узкопрофильному врачу следует обратиться и где его найти. Чтобы не выходило как сейчас: украинцы бегают по больницам в поисках врачей, отсиживают в очередях, а потом вдруг выясняется – что, вообще-то, не к этому врачу надо было. Или какого-то направления нет нужного. Но их, конечно, принимают. За деньги. Вот и один из источников коррупции в медицине.

Есть в семейной медицине еще несколько важных задач.

Первая – наконец-то очертить круг ответственности врачей перед пациентами

Сейчас есть "участковые" врачи. Однако они выполняют свои обязанности спустя рукава. Не имея материальной заинтересованности. Для семейного врача уровень зарплаты будет напрямую связан с количеством пациентов. Также появится возможность людям наконец-то выбирать себе врача, жаловаться на него. Что также создаст конкуренцию. А значит  - стимул более сознательно относиться к проблемам людей.

Вторая задача – приблизить врачей ближе к месту жительства людей, уменьшив затраты времени на получение медицинских услуг

Административно семейные врачи подчиняются Центрам первичной медико-санитарной  помощи (ЦПМСП). Это и есть первичная ступень реформированной медицинской помощи. Они создаются на основе действующих поликлиник, акушерских центров, амбулаторий.

Хорошим примером является Киев, где в каждом районе дополнительно открываются амбулатории семейной медицины. Это могут быть просто небольшие кабинеты на микрорайон. Но туда намного удобнее прийти на прием или вызвать семейного врача, чем идти в нынешнюю районную поликлинику.

Самое интересное, что цель медреформы не заключается в закрытии поликлиник или больниц, как говорят. А именно в их перепрофилировании. Так, из одной поликлиники или больницы можно сделать и ЦПМСП, и консультативно-диагностический центр (вторая ступень медпомощи).

Конечно, у реформы много своих шероховатостей. Так, большая проблема обучить полноценных семейных врачей из нынешних терапевтов и педиатров.  Ведь семейный врач должен разбираться и в кардиологии, и хирургии, и офтальмологии, и многом другом, чтобы дать правильное направление пациенту. Да и не особо горят желанием наши медики заниматься самообразованием. С другой стороны, хорошим примером является повышение зарплаты  для тех врачей, кто переквалифицировался в семейных за последнее время.

Недовольны реформой и главврачи. Ведь если раньше просто выделялась финансирование, которое можно было использовать по своему усмотрению в рамках сложной бюрократии больницы,  то теперь деньги будут идти на целевые закупки. Новой техники для оснащения центров семейных врачей. Или  - на новые автомобили для семенных врачей или для "скорых" в сельской местности.

Не все центры первичной помощи имеют сейчас необходимое оборудование для диагностики. Есть вопросы относительно штатного расписания. То есть –количества семейных врачей и медсестер на один центр. Особенно это актуальная проблема в сельское местности, где врач просто физически не сможет успеть осмотреть всех пациентов.

Но радует то – что положительные сдвиги в направлении реформ впервые за много лет наконец-то сделаны. Ну а окончательную оценку им, в любом случае, дадут именно люди…

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

5

Залишати коментарі можуть лише авторизовані користувачі

Наші автори
Дмитро Ярош Командувач Української добровольчої армії
Віктор Лещинський Президент Національного експертно-будівельного альянсу України
Олег Романчук Публіцист
Володимир Ярославський Шеф і керуючий партнер ресторану "Lucky"
Ольга Айвазовська Голова громадянської мережі "Опора"