Люди живуть полуголодні. Селяне страждають. У них забирають коров, коней, одяг. Хліб забирають весь. Податок накладають більше, ніж зібрано врожаю. Наприклад, зібрав селянин 120 пудів. Вимагають податку 200 пудів. Взагалі вимагають здати весь хліб. Ціль всього – зігнати до колгоспу.
Все, що я записую до щоденника, в більшісті важке, дуже важке. Життя навкруги – це кошмарний сон.
Життя стало огідним для всіх й материально, й духовно. Правди немає. Всі брешуть одне одному, починаючи з верхівки. Брешуть комунисти, брешуть беспартійні. Кожному дорогий кусок черствого хліба, тому брешуть.
25 березня 1931 року, середа
Кажуть люди, що сьогодні "розкуркулюють" в селі Велика Баба, в 8 кілометрах від нас. Коли "розкуркулюють", то той же час гонять з хати в тому, в чому стоишь. В одній селянській сімьі зняли піджачок з дитини 7 років и чоботки.
12 листопада 1931 року, середа
Влада прикладає всіх зусиль, щоб загнати людей до колгоспів, до радгоспів та заводів. По селах для цього штучно влаштовують голодовки.
Правди немає. Всі брешуть одне одному, починаючи з верхівки
Проходе "Червона мітла" – цебто весь хліб, буквально весь, змітають. По вулиці йдуть ударники, чоловік по 20, заходять майже до кожного двору й забирають, вимітають все, чим міг би кормитися селянин. Треба ще додати, що з людьми поводяться дуже погано. Товкають в спину так, що селянин робе декілька кроків, падає на підлогу. Запирають до комори. Морять голодом. Не випускають арештованих цілу добу. А як хто проситься вийти, вартовий відповідає, що було б не їсти та не пити. Майже всі арештовані селяне беруть з собою до комори пляшки для відправлення своїх істотних потреб. В кімнату 3 на 4 метри збивають чоловік по 20. І це все за те, що не можуть виконати хлібозаготівлю. Виконати ж не можна, тому що податок більше, ніж зібрано врожаю.
Декілька днів вже йде суд над тими, хто не виконав хлібозаготівлю. Вироки суда – конфіскація майна та відправка (ссилка) людей в далекі табори на 5 років. Це показові суди, щоб останнім селянам був урок. Колгоспам та радгоспам теж распорядження вивезти весь хліб.
8 січня. 1932 рік
Сьогодні другий день Різдва. Але у всих людей важко на серці. Хліб забирають до фунта.
Сьогодні приїхали забрати хліб у нашого конторщика Кузьменко. Я вийшла з себе й кричала, що треба залишити хліба для дітей до нового врожаю.
1932 год. 12 января. Вторник
Продолжают вести глупейшие показательные суды над людьми, у которых не хватило хлеба, осуждают их, лишают свободы на 2–3–5–6 лет.
10 февраля 1932 г. среда
Сегодня мне разсказали крестьяне, что видели в Кицовском лесу, по дороге из Чугуева, двух замерзающих детей. Дети еще были живы. Почему проезжающие не взяли этих детей? Как жестоки люди стали. Боже мой, что ж это такое. Дети, очевидно, ограбленных, разоренных властью крестьян.
Вчера привезли в Хотомлянскую больницу замерзшего человека. Сегодня поехали за убитым плотником из Хотомли. Не помню фамилию, убили в одном хуторе близ Бурлука. В Хотомле Божко М. не выдержал и бросился с топором на бригадира по заготовке хлеба, бригадир удрал.
1932. 5 апреля. Вторник
Искусственно созданный голод принимает кошмарный характер. Почему выкачивают до зерна хлеб, никому не понятно.
Голод начинает свирепствовать, неся все бедствия, какие только можно себе представить. Преступность развивается с какой-то особенной быстротой.
Проходе "Червона мітла" – цебто буквально весь хліб змітають
Нищенский образ жизни постепенно превращает людей в грубых, необузданных, жестоких, готовых на преступления существ.
32 год. 20 ноября. Воскресение
Прислуга (Шура) пришла с отпуска из Молдовой (7 км.) и с отчаянием восклицает: "Что твориться ужас. Индивидуальников разоряют совершенно. Забирают все, лазят в сундуках, вокруг крик, плач. Забирайте же детей – а их по пятеро в семье". Все это твориться во всех деревнях и хуторах Украины, и эпидемия сыпного тифа все шире, все страшнее. Что же это будет?
1933 год. 9 января. Понедельник
В Харькове творится ужас голода. Воруют детей и продают колбасу из человеческого мяса. Заводят обманом взрослых людей (больше полных) под предлогом продажи обуви. Даже в газетах об этом писали, успокаивая, что принимают меры, но дети все исчезают.
По дороге в Зарожное, в поле у самой дороги, увидели мы мертвого старика, оборванного, худого. Сапог на нем не было. Очевидно, он упал в изнеможении и замерз или сразу умер. Возвращаясь, мы опять видели этого старика. Никому он не нужен был. Когда я заговорила в Бабчанском сельсовете, что мертвого надо убрать, председатель, улыбаясь, спросил: "А как он лежит – сюда ногами или к Зарожному, если к Зарожному, то пусть Зар. с/с убирает".
33 год. 23 марта. Четверг
Въезжая в Бабку, мы нагоняли мальчика лет 7–8. Спутник мой крикнул, но мальчик шел шатаясь и будто не слыхал; лошадь настигла его: я крикнула; мальчик свернул с дороги нехотя. Меня тянуло взглянуть ему в лицо – и жутко страшное, никогда неизгладимое впечатление оставило выражение этого лица. Очевидно, выражение глаз такое же бывает у людей, когда они знают, что должны вот скоро-скоро умереть, и не хотят смерти.
1933. Апрель
Факты голода. Люди умирают по несколько человек в день в каждой деревне, и это по всей Украине.
Вчера пришел Леонтий Петрович Ткачев, он член коллектива. У него болит нога. Он распух от голода, умолял чего-нибудь. Накормили чем могли. Я пожаловалась ему, что кормлю охотничью собаку, когда-то дорогую, а теперь она никому не нужна, т. к. нечем кормить. Он попросил ее у меня, говоря, что они съедят ее. Кровельщик Коржов все время поддерживает семью мясом собак.
У меня были поденные, я их кормила три раза в день. Женщина рассказывала, что дома 7 чл. детей, что она оставила их совсем голодными и что самая маленькая, вероятно, сегодня умрет. Когда она уходила, я спросила – оставила ли она хлеба умирающему ребенку. "Что там детям, тут хотя бы себя поддержать". А хлеба я дала достаточно, можно было бы и домой отнести. "Все равно дети умрут", – сказала она. Приехал муж и рассказывал, что женщины работающие на посадке говорили ему, что у всех их лежат дети пухлые от голода. Они из села Бабки, их 15 чел.
16/IV. Вторник
Дня два-три назад в Бабке был суд за посев ржи не заскороженный осенью. Вынесли приговор. Милиционер приказал встать. Все встали, а один сидел. Приказание повторилось. Человек продолжал сидеть. Милиционер подошел, чтобы толкнуть его и ахнул – человек был мертв.
Воруют детей и продают колбасу из человеческого мяса
На Украине вымирают целые деревни. Помню, рассказывал мне в Харькове (Жутовская, 13) агроном. Он ездил в Полтавскую область заключать договора на посев бурака. Это было раннею весной. Въехали в деревню, мертвая тишина окутывала его. Заходил в хаты со своим спутником, видел мертвых, начавших разлагаться. В дет. яслях видел мертвых детей и няню.
28/IV
В Бабке умерло за 27 и 26-е 22 человека от голода, в числе их дядя нашего кладовщика Кичкина. Вчера похоронили дедушку Ковалько, умер от голода. Дня четыре назад умер Маяцкий Никола, муж бывшей моей работницы. Этой ночью в артели умер Пасько Григорий, средних лет, распух страшно.
Позавчера на Опаковом яру ограбили 13 человек хотомлян, которые из Харькова несли хлеб для семей. Дети Чуждан питаются бурьяном. Бурака уже нет у них. Муж умер от голода. Позднее умерли трое детей и мать, остался один мальчик.
Текст публікується з максимальним збереженням мовних і стилістичних особливостей оригіналу
Коментарі