Гоголевская Диканька в оккупации русского попа
Казалось бы - Полтавщина, Диканька, воспетая Николаем Гоголем как сердце всей Украины и всего украинского. Здесь было семейное имение Кочубеев, их семейная усыпальница. Но с какой стати после более трех лет великой войны и запрета русской церкви - именно здесь, в усыпальнице Кочубеев - хозяйничает безумный русский поп?
Расскажу об одном случае из нашей поездки в Диканьку на Полтавщине. Эта история с понедельника не выходит у меня из головы, поэтому поделюсь, потому что, наверное, таких случаев все еще много в регионах.
На фото - настоятель Николаевской церкви в Диканьке отец Василий Молнар выталкивает меня из храма за то, что я снимала на мобильный телефон церковный купол без его "благословения" (не во время службы, а в пустом храме). Понятно, что это московский патриархат, знакомая агрессия, все предсказуемо, но шокирует.
...Диканька известна не только благодаря Гоголю. Она несколько веков была семейным имением рода Кочубеев.
Возможно, вы знаете, что Диканька известна не только благодаря Гоголю. Она несколько веков была семейным поместьем рода Кочубеев. Говорят, что диканский дворец Кочубеев был больше и роскошнее, чем их петербургское имение. В Диканьке были конюшни, манеж, парк, оранжереи, розарий, теннисные корты, прекрасное собрание произведений искусства. Все это уничтожено и разворовано в 1917-1920. На распаханном поле остались обломки кирпича, из которого был построен дворец.
Уцелели только два здания. Одно - это триумфальная арка, построенная Виктором Кочубеем под приезд русского царя, которая до сих пор встречает гостей Диканьки надписью: "В память о посещении его величеством Александормъ 1 августа 3 дня 1820 года" (надпись реставрирована/подведена золотом совсем недавно). То есть, это маркер сугубо российский и, честно говоря, на одиннадцатый год войны просто ужасен.
Второе - Николаевская церковь, построенная Виктором Кочубеем как семейная усыпальница, с мраморными саркофагами в подвале. Эта церковь имеет статус памятника архитектуры: хорошая ротонда с двойным куполом, дающим уникальную акустику (именно его я и хотела снять), с иконостасом из темного дуба, словом - красота. Фактически это единственное, что осталось Диканьке от украинского старшинско-шляхетского рода XVII-XIX веков Кочубеев. Есть предание, что именно в этой церкви мама Николая Гоголя вымаливала здорового ребенка и дала обет назвать сына Николаем.
И вот смотрите, какая драматическая история. Не только с Кочубеями (да-да, потомками того же Василия Кочубея, предателя Мазепы). Но тоже с Гоголями. Мария Гоголь-Яновская, 18-летняя молодая женщина, ходит молиться к Диканскому Николаю о здоровье будущего ребенка. Николай Гоголь создает вокруг Диканьки целый украинский космос, все время возвращается в этот мир вожделенной мифологизированной Малороссии, которая становится той же украинской частью его души в противоположность русской.
...на этой исторически перепаханной земле... на единственном оставшемся островке и за который можно зацепиться глазом и сердцем в Кочубеевской церкви-усыпальнице, хозяйничает безумный поп РПЦ
Проходит 200 лет, за это время империя уничтожает эту землю просто беспощадно. И на этой исторически перепаханной земле, насыщенной российскими символами и знаками, от которых за 30 лет никак не избавятся, на единственном оставшемся островке, за который можно зацепиться глазом и сердцем в Кочубеевской церкви-усыпальнице, хозяйничает сумасшедший поп РПЦ. Гротескный гоголевский персонаж, который решает, пускать или не пускать в церковь верующих, туристов, краеведов, снимать или не снимать видео, распускает руки, толкается, тыкает кривыми пальцами в лицо, угрожает и кричит. Это больно видеть. Местные активисты, историки рассказывают, что отец Василий сегодня считает себя полноправным хозяином церкви и общины.
Вот такая непростая история из Полтавщины. Местные люди, возвращающие ей стертое историческое лицо, очень требуют внимания и поддержки.
Комментарии