Кухонная идентичность: единственная привилегия порабощенных народов

Скандал в Северной Македонии, когда еврокомиссарша охарактеризовала идентичность этого государства через отличную кухню, поднял на поверхность серьезный вопрос, долгое время замалчивавшийся. Почему в СССР колонизированным народам разрешалось идентифицировать себя исключительно через собственную кухню - но не через историю или литературу? И почему русская литература и шире - культура - ​​тем временем всегда преподносилась как великая?

Визит еврокомиссарши, словенской политики Марты Кос в Северную Македонию привел к настоящему скандалу, о котором рассказал Балканский обозреватель. Еврокомиссар, характеризуя сущность македонской национальной идентичности, во главу угла поставила знаменитые на все Балканы произведения македонской кухни. Это действительно очень вкусно - но такая оценка хорошо иллюстрирует отношение народов бывшей Югославии к своим соседям. Особенно - если смотреть с севера на юг.

Марта, очевидно, не хотела обидеть македонцев. Она просто описала их идентичность так, как ее поняла: не через национальных героев, повстанцев, писателей или государственников - а через фаршированный перец.

В Советском Союзе, как и прежде в Российской империи, колонизированным народам тоже позволяли идентичность исключительно через кухню

В Советском Союзе, как и прежде в Российской империи, колонизированным народам тоже позволяли идентичность исключительно через кухню. Украинцы - это борщ и вареники. Узбеки - плов. Грузины - хинкали. Эта навязчивая идея оказалась настолько успешной, что сами представители этих народов стали говорить о кулинарии как о главном доказательстве своей культурной самобытности. И даже напоминать, что сами россияне ничего готовить не научились и в своей кухне постоянно используют чужие достояния.

Но русским и не нужно было учиться готовить. Они представляют себя миру - и себе самим - как народ "великой литературы", "великой науки", "великой государственности". Все - великое. Вы, кстати, никогда не задумывались, почему именно русская литература - ​​великая, а, скажем, немецкая или французская - нет? Потому что великая русская литература всегда противопоставляется небольшой украинской или армянской - тем, которые должны знать свое место: на кухне или в поле. Ну и почему же представителям такого великого государства и культуры не угощаться чужим борщом или хачапури? Приедут и накормят, потому что больше ничего не умеют.

Недаром в СССР всегда проходили декады национальных культур - но национальные блюда подавались в русских ресторанах нон-стоп. Украинскую культуру еще можно выдержать в течение десяти дней, а вот борщ должен быть каждый день.

...идентичность - это не то, что у тебя в желудке. Это то, что у тебя в сердце

Я не к тому, что свои кулинарные достижения не нужно защищать. Я сам отдам пол царства за вареники с вишнями, а вторую половину - за фаршированную рыбу. Но идентичность - это не то, что у тебя в желудке. Это то, что у тебя в сердце.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі