Социальная миссия "Квартал": издеваться, высмеивать, унижать

Где пролегает граница между юмором и издевательством? Недавно звезда "Квартала-95" посетовала, что сейчас комиков цензурируют и "лишают зубов", запрещая шутить на горячие темы. Давайте вспомним, что же высмеивал "Квартал": избиение майдановцев, аннексию Крыма, Голодомор, военных и ТЦК, беженцев... Список значительно длиннее, но и перечисленные темы показывают, что речь идет не о юморе, или не совсем о нем. Тогда о чем?

Не удержусь и процитирую популярную советскую комедию "Джентльмены удачи". Это одна из многих реплик, разошедшаяся на мемы еще тогда, когда понятие мэм не существовало в природе. Подсаженный в камеру к махровым матерым уголовникам герой Евгения Леонова, мирный директор детского сада, решил от отчаяния испугать коренастого урку и пообещал выколоть ему глаза. На что пойманный врасплох всесильный еще минуту назад бандюган заорал: "Помогите! Хулиганы зрения лишают!"

Других приемлемых аналогий откровениям актрисы "Студии Квартал" Ирины Сопонару, которая в интервью Маше Ефросининой пожаловалась: "Меня очень расстраивает, что юмор подвергается цензуре. Когда-то "Квартал" очень ценили за то, что они позволяли себе шутить остро. Это была такая сатира на сегодняшний день. Этих комиков сейчас словно оставляют без зубов - они не могут так цапнуть смешно. Тем более, когда мы шутим, то берем в работу какие-то изъяны общества".

...очень хочется пошутить о недостатках общества. Например, о ТЦК и военных. Или о переселенцах из "Сискадовска". Или раньше - об Украине-проститутке...

Махрового бандита в кино какой-то наглый незнакомец лишает зрения. Комиков из "Квартала" кто-то неназванный, но тоже наглый, лишает зубов, и они не могут "цапнуть смешно". Потому что очень хочется пошутить о недостатках общества. Например, о ТЦК и военных. Или о переселенцах из "Сискадовска". Или раньше - об Украине-шлюхе, эбонитовых палочках, которыми "Беркут" может добывать из майдановцев электричество, если применит вместо дубинок. Сеньора Голодомора, немного передвинутую после аннексии Крыма украинскую границу. Что еще считается общественными недостатками, что надо укусить, чтобы было смешно?

Вспоминаю довоенный - совсем довоенный, до 2014-го года, мультфильм от "Квартала" под названием "Сказочная Русь". Это были времена президентства Виктора Януковича, страну силой развернули с Запада на Восток и толкали в российские объятия окончательно и безвозвратно. Тогда кварталовцы были на пике популярности и считалось, что их прежде всего, политическая сатира была острой и злободневной. "Сказочная Русь" тоже считался острым сатирическим мультиком.

Только вот на Януковича сатира не распространялась. Этот персонаж присутствовал как в мильтфильме, так и в сценических скетчах вживую. Однако "Квартал" продавал его публике этаким неуклюжим, не слишком изящным, но в целом симпатичным персонажем. Который очень болеет за страну и пытается улучшить жизнь уже сегодня. Но вот беда - разные персонажи бегают вокруг, снуют, шумят, мешают работать. Не грех кому-нибудь и пинка дать.

Артисты "Квартала", и не только главный актер Владимир Зеленский, не раз и не два в многочисленных интервью и комментариях заявляли: юмор и сатира не имели, не имеют и не должны иметь границ и ограничений. Шутить можно обо всем на свете. Ведь только острая кусающая шутка привлекает внимание к проблеме. Хотя ни один из этих артистов ни одной шуткой ни одной из поставленных ими проблем не решил. Снова не удержусь: в махровые советские времена фельетон, печатавший журнал "Перец", проблемы решал гораздо быстрее. Это был высший пилотаж, если доходило до "Перца". Часто сатира на сегодняшний день, оформленная фельетоном даже в обычную себе районную газету, закрывала немало острых вопросов.

Артисты "Квартала" не шутят и никогда не шутили. Они дразнились и до сих пор хотят дразниться безнаказанно. Так во все времена делали школьные хулиганы.

Артисты "Квартала" не шутят и никогда не шутили. Они дразнились и до сих пор хотят дразниться безнаказанно. Так во все времена действовали школьные хулиганы, чьи родители были либо большим начальством и имели общественный вес, либо наоборот, считались неблагополучными. В обоих случаях из хулигана и драчуна взять нечего. Ему все как горохом о стену. Он не чувствует эмпатии, ответственности и видит всех вокруг хоть на кроху, но морально слабее себя.

Есть еще "Дизель-шоу", где принципиально не практикуют так называемую политическую сатиру. Местные артисты, напротив, живут в совершенно ином, непонятном до сих пор измерении. Ибо "дизели" шутят о теще, алкоголиках, сексе (точнее, сексуальной обеспокоенности, взвешенной сексуальной агрессии) и не забывают вспомнить обо всем, связанном с туалетом. На самом деле "туалетный юмор" самым плохим не считается. Даже имеет приемлемые образцы, как вот, например, унитаз на ноге героя Пьера Ришара из французской комедии "Не упускай из виду".

На алкогольном настроении, пусть несколько экстремальном, построена американская комедия "Похмелье в Вегасе". А проблемы родственных связей есть в американской ленте "Отец невесты" и французской "Безумная свадьба" (оригинальное название "Чем мы прогневали Бога?"). Единственное отличие европейского и американского брутального юмора от "кварталовского" - там есть смех, но нет насмешки. Есть шутки, но нет обесценения тех, над кем и о чем шутишь.

...есть одно обстоятельство, которого скалозубы не хотят замечать. Россияне не за унитазами к нам пришли. Буквально за каждым украденным унитазом есть человеческая жертва

Артисты-юмористы могут ставить себя выше диктаторов или других явных врагов демократического общества. Но и здесь не слава Богу. Так, украинские телевизионные комики с началом масштабного вторжения начали остро шутить над Путиным, Шойгу, в целом россиянами, особенно теми оккупантами, которые воровали на оккупированных территориях унитазы. Однако есть одно обстоятельство, которое скалозубы не хотят замечать. Россияне не за унитазами к нам пришли. Буквально за каждым украденным унитазом есть человеческая жертва.

Российские мародеры либо калечили, либо насиловали, либо убивали - и занимаются этим в тот момент, когда вы это читаете. Они не видят и не слышат "кварталовских" шуток в свой адрес. Эти хохмы их не кусают. Поэтому отечественные юмористы не чувствуют результата своего победоносного труда. Ведь юморист, как дементор, питается энергией целевой аудитории. А еще лучше - не целевой.

Отдельно взятому артисту "Квартала" очень хочется укусить, читай, оскорбить чувство либо отдельно взятого человека, либо - отдельно взятого и очень уязвимого сообщества. Ибо это приведет к прямой ответной реакции: преимущественно негативу в соцсетях. Что дает "кварталовцам" основания заявить: их шутка точная, уместная, актуальная. Они расшевелили гнездо, подняли проблему, заставили о ней говорить.

По сути, оскорбляя тех же переселенцев, они - так считается! - выполняют определенную социальную миссию. Но инструментарием юмора они уже очень давно пользуются так же, как обезьяна - боевой гранатой. Так что жалоба на якобы выбитые, извините, вырванные зубы - упрек прежде всего самим себе. Ну, это все равно, что обезьяна заигралась боевой гранатой и взорвалась. Хорошо бы, если навредила только себе…

Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі