Шевченковка, Шевком - и государственная измена
Каждый март, уже традиционно, Украина бодро наступает на любимые грабли - вручение Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко. Ломаются виртуальные копья, брызгает словесная кровь, во все стороны летят искры от ударов цифровых мечей. В этом году - ссора достигла новых высот морального дна: Шевченковский комитет обвиняют в госизмене. Кто, кого, за что?
Значительное количество мероприятий по оказанию почестей Тарасу Шевченко в столице проходит возле памятника Кобзарю, что напротив красного корпуса университета. А вот судьба памятника, история его установления в 1939 году известна далеко не всем. К сожалению, потому что она показательна и иллюстративна, накладывается на наше восприятие гения Шевченко сегодня, на то, как его чествуем. Да и вообще - на наши оценки ситуаций и процессов в обществе.
...первоначальный вариант памятника был другой, более интересный по образному решению, более динамичный, пластически выразительный...
Открытие памятника авторства Матвея Манизера и архитектора Евгения Левинсона было приурочено к 125-летию со дня рождения поэта. Но, процитирую здесь одного из знаковых исследователей жизни и творчества Шевченко Виктора Жадько, "первоначальный вариант памятника был другой, более интересный по образному решению, более динамичный, пластически более выразительный. В постаменте должна быть барельефная композиция по поэме "Гайдамаки"; произведение стояло готовое для отливки в бронзе в мастерской Манизера в Ленинграде, вмешалось большевистское руководство во главе с заместителем председателя СНК СССР Лазарем Кагановичем".
Скульптору приказали снять сцену с гайдамаками, а фигуру Шевченко переделать так, чтобы поэт выглядел "расстроенным". Потому что восставших гайдамаков и динамическую фигуру Кобзаря можно трактовать как "протест украинского крестьянства против колхозного строя и даже против советской власти". Лазарь Каганович "посоветовал" Манизеру сделать фигуру Шевченко с заложенными за спину руками, на которые повешена тяжелая одежда, и чтобы голова была опущена. Поэтому скульптор вынужден был упростить и примитивизировать памятник - именно в таком виде имеем возможность созерцать монумент сегодня. Не выполнить советы советского руководства в те годы было просто невозможно.
Но такие советы касались не только памятников. Такой подход был и к изучению творчества Тараса Григорьевича в школах, ВУЗах… Так популяризировали его на сценах заведений культуры, а затем и на телевидении. "Кобзарь" редактировали, а отдельные произведения просто изымали из него.
...этот непоседливый мятежник превратился в сознании украинцев в расстроенного и сердитого деда в кожухе и тяжелой шапке, которая еще больше нагибала его голову к земле
За десятилетия молодой, энергичный, веселый, успешный мужчина, любимец женщин, знаток и почитатель тогдашней моды, который на литературные и академические собрания приходил в дорогих белых лосинах, крепостной мальчик, который благодаря ежедневной работе и настойчивости вырос в академику… Именно этот непоседливый мятежник превратился в сознании украинцев в расстроенного и сердитого деда в кожухе и тяжелой шапке, еще больше пригибавшей его голову к земле. Именно к этому стремились вожди российско-коммунической оккупации Украины. И цели своей добились.
Ибо все, что мы слышим в эти дни на читательских конференциях, конкурсах юных декламаторов, в выступлениях авторитетных людей, все может вызвать только ощущение безысходности, всемирной грусти, безнадежности, апатии, отчаяния… То есть, в восприятии отца нации, лидера мятежных революционных мыслей, совковых рамок, которые нам установил еще Каганович под руководством коммунистической партии и лично товарища Сталина.
Коммунистическая идеология и совковый образ жизни оказались настолько живучи, что проявляют себя даже через 35 лет после выхода из системы координат. Они влияют не только на восприятие украинцами Шевченко и его творчества, но и заставляют использовать те же методы в оценке настоящего и многих явлений в общественной жизни. Свою совковую сущность публично демонстрируют даже известные люди, представители академической науки, писатели… Как, например, Михаил Наенко.
Каждый год лакмусовой бумажкой, проявляющей уровень красного цвета коммунизма в нашей духовной сфере, является Национальная премия имени Т.Г. Шевченко. Вот и настоящее ее вручение вызвало бурю эмоций. Не просто бурю - ураган. "Ужас, ужас и еще раз ужас!", "Это такая гадость! Вместо того, чтобы наградить достойных, премию дали за москальский дух! Исследовательская часть нашего общества реагирует не на всех лауреатов, а именно на Юрия Издрыка.
Убежден, что 99% этих комментаторов ни одной книги господина Издрыка не читали, а выводы сделали из предвзято выдернутых из контекста цитат. Снова совковое: "Я Солженицына не читал, но осуждаю!". Но это только незначительная часть этой тусовки, потому что другая часть непосредственно участвовала в формировании книги "Коллекция", за которую лауреат и получил премию - в сборник вошли только стихи, которые были опубликованы в сети и каждый из которых получил не менее 600 понравившихся. Все же публикации с осуждением и злобой в адрес нового лауреата не наберут и сотни лайков.
Несколько месяцев прошло со времени выдвижения произведений на получение Национальной премии, а в отношении предлагаемых кандидатур и произведений почти никто не высказался публично. Такое впечатление, что все сидели и ждали, потирая руки: вот Комитет промахнется и тогда мы им покажем. Потому что мы всегда правы, потому что мы - большинство, мы не можем ошибаться. Другими словами - мы партия большевиков.
Апогеем всего этого советского маразма стала публикация известного профессора, в которой он не просто констатирует, что "Шевком на пути к государственной измене", но и призывает наказать всех, кто думает иначе...
Апогеем всего этого советского маразма стала публикация известного профессора, в которой он не просто констатирует, что "Шевком на пути к государственной измене", но и призывает наказать всех, кто думает иначе, чем коммунистическое большинство. Ибо если Премия в этом году "присуждена за графоманские произведения с рашистским ненормативом, то это государственная измена. … Так что всему Шевкому следует высказать подозрение в государственной измене и присудить расстрел из шевченковского ружья, по современному законодательству - пожизненное заключение". Именно такой вердикт высказал господин ученый. Пора Комитету сушить сухари.
По-моему, дело совсем не в том, что Юрий Издрык кое-где употребляет ненормативную лексику. Наше "пуританское" общество так показательно, а, оценивая политическое или материальное положение в государстве, мало кто воздержится от "рашистской" терминологии. Двойная мораль - это тоже следствие социализма. Дело в том, что Комитет не оправдал надежд большевистской, ой!... большей части общества, видевшей на троне другого кандидата. Да… Такое бывает. Теперь судьба улыбнулась одному, завтра улыбнется другому. Ибо все, кто дошел до финала, достойны высшей награды Украины - Национальной премии имени Т.Г. Шевченко.
P.S. Учитывая горький опыт коллег-писателей, вынужден заявить: я не терплю употребления ненормативной лексики в литературе. Я за то, чтобы писатели такого уровня держали планку, были эталоном. Лично я при проявлении гнева или недовольства в оценке ситуации использую только украинские слова. Иногда - закарпатские. Кроме того, я уверен, что в украинские школьные учебники попадут только "правильные" произведения Юрия Издрыка.
Комментарии