Мюнхенская конференция: поиск баланса во время глобального шторма
Мир меняется с головокружительной скоростью: старые и привычные правила не действуют, международные институты оказываются бессильными перед новыми вызовами, даже устоявшиеся противостояния - обрастают новыми игроками. Как найти точки равновесия в этом мультиполярном мире?
О глобальном контексте войны: "мультиполяризация" вместо противостояния "автократии vs демократии". Очень точное название на этот раз выбрано для традиционного ежегодного доклада накануне Мюнхенской конференции по безопасности. Мультиполяризация.
Точная, потому что описывает/охватывает процессы на глобальном уровне, сопровождающие давно не региональную войну России против Украины. Само по себе это слово частично содержит ответ на то, почему войну не выходит закончить быстро. Под "мультиполяризацией" авторы доклада, обнародованного 10 февраля, подразумевают "своеобразный гибрид между многополярностью и поляризацией".
Несколько ключевых позиций для понимания термина.
1. То, в какой мере современный мир является многополярным, остается спорным, но его мультиполяризация - свершившийся факт. Ведь, с одной стороны, власть и влияние распределяются между растущим количеством игроков, способных влиять на ключевые глобальные проблемы. А с другой - в мире усиливается поляризация как между государствами, так и внутри них, что препятствует наработке и реализации общих подходов к глобальным кризисам и угрозам.
Либерализм при этом больше не является доминирующей идеологией - все больше мы наблюдаем всплеск национал-популистических сил в разных странах
2. Представления о многополярности, какой она должна быть, сейчас тоже поляризованы. Это, в свою очередь, усложняет мирное изменение/корректировку существующего миропорядка, предотвращение новой гонки вооружений и вооруженных конфликтов внутри государств и между ними, а также совместное противодействие общим угрозам. Либерализм при этом больше не является доминирующей идеологией - все больше мы наблюдаем всплеск национал-популистических сил в разных странах.
3. Для преодоления вызовов требуется сотрудничество стран. Но если бы она стала реальностью, "миру не помешала бы некоторая деполяризация", и именно 2025 год покажет, "возможно ли это - или он станет ли еще более разделенным, чем сейчас".
Администрация Дональда Трампа, скажем, видит американское лидерство только там, где есть интерес США, а не вообще, как это было раньше
Далее речь идет о конкретном понимании многополярности разными субъектами. Администрация Дональда Трампа, скажем, видит американское лидерство только там, где есть интерес США, а не вообще, как это было раньше. Китай хочет использовать Глобальный Юг для конкуренции с США. Россия считает, что сферы влияния должны закрепляться за "государствами-цивилизациями".
Я почему на этом так останавливаюсь? Потому что российская война и движение к миру затрагивают два вопроса глобального порядка. Первый - это вопрос гарантий безопасности для Украины, который неразрывно связан с вопросом безопасности всего европейского региона. Второе - это вопрос глобальных правил, который неразрывно связан с международной системой и существующим миропорядком.
И если еще полгода назад часть западных аналитиков придерживались мнения, что Запад достаточно медленный в своих действиях по остановке агрессивных автократических режимов, так как считает, что развязанные ими войны и в которых они участвуют, не носят характер системных (не приводят к изменению системы), то сейчас, думаю, их мнение изменилось. Ведь остановить автократов можно только кардинальными действиями, искореняя причины войн. Трамп делает это так, как умеет, через бизнес-подход. Не факт, что он сработает, но то, что спровоцирует много изменений (в том числе в отношениях между союзниками), скорее всего да.
...мультиполяризация - это характеристика, которая приходит на смену формату противостояния "автократии vs демократии", и в большей степени касается демократий и их возможного взаимодействия с автократиями
В этом смысле мультиполяризация - это характеристика, которая приходит на смену формату противостояния "автократии vs демократии" и в большей степени касается демократий и их возможного взаимодействия с автократиями. Трамп хочет это сделать через deal, разбивая с одной стороны недружественные альянсы, а с другой - пытаясь агрессивных автократов подвести под контролируемость/прогнозируемость из-за достижения определенных договоренностей.
Что касается западных союзников/альянсов, то здесь мы видим как единство, так и поляризацию одновременно. Внутри стран классический пример поляризации - это ультраправый тренд. Между странами классический пример поляризации - это уже сейчас реагирование на разные инициативы/сами инициативы США, затрагивающие балансы отношений в разных сферах. В то время как единство носит региональный характер - в частности, по шкале осознания общих угроз.
2025 год действительно станет годом турбулентности, когда трансформации могут затрагивать совершенно разные сферы. Пока продолжается разрушение правил и мир движется действительно к кризису существующей системы, один из элементов которой - недейственность международных институтов. Обратное движение, вероятно, начнется тогда, когда появится понимание того, на чем базируются балансы интересов в разных регионах и что является предохранителем от разного рода перекосов.
Комментарии