Украинская комедия (не) против российской пропаганды

Патриотический - значит, плохо снятый? Украина и так проигрывает России информационную войну. Хотя бы по объемам финансовых вливаний, которые Кремль направляет на пропаганду, в том числе через кино. Где отечественные фильмы и сериалы о нашем героическом (а это правда) сопротивлении? Самое время для иронических комедий?

Год 2022-ой. Рота мобилизованных из Донецка отправляется штурмовать Мариуполь в составе российской армии. Все они еще вчера были гражданскими, но если родина в опасности - взяли оружие в руки и, конечно, победили "укронацистов" и "жидобандеровцев". Вот краткое описание сюжета нового российского сериала "Резервисты", и это не первый продукт такого рода уроженца Донецка Владимира Аграновича. Как можно узнать из российских пропагандистских ресурсов, этот "творец" раньше уже склепал другой сериал подобного толка - "Мобилизация".

Кино сейчас - культурный фронт, сильнейший инструмент влияния на человека. Поэтому если сегодня не снимать патриотические фильмы, люди будут смотреть фильмы, снятые другими

Ко всему русскому и пророссийскому, особенно в области культуры, можно и нужно относиться со смесью враждебности и отвращения. Но вот что говорит упомянутый выше российский кинодел: "Кино сейчас - культурный фронт, сильнейший инструмент влияния на человека. Поэтому если сегодня не снимать патриотические фильмы, люди будут смотреть фильмы, снятые другими". Знаете, в чем здесь печаль-тоска? То же, буквально слово в слово, говорят украинские киноделы. Причем давно - и, к сожалению, без особого успеха. Их не слышат. И закрадывается подозрение: всякого, кто думает, пишет и говорит об этом в Украине, скоро будут записывать в ретрансляторы российской пропаганды. Иначе не объяснишь, почему у нас не включают "ответку".

Украина уверенно проигрывает на информационном поле боя. Несмотря на чуть ли не еженедельные представления очередных реализованных медийных, документальных и даже игровых проектов, авторы которых уверенно заявляют: мы работаем, мы активно противостоим, мы учим критическому мышлению и тому подобное. А есть вполне проукраинские, наделенные критическим мышлением ютуб-блоггеры, которые на втором с половиной году масштабного вторжения до сих пор записывают видео на русском. Они искренне верят в свои возможности достучаться до российской аудитории и просветить ее.

Опасения пропагандиста Аграновича тщетны. Люди - очевидно он подразумевает россиян, - не будут смотреть патриотические фильмы, снятые другими. Потому что "другие" их либо не снимают, либо снимают не для российской аудитории. Да и возникает достаточно логичный вопрос: неужели нужно напрячься, отбросить и отложить до лучших времен все красивое и полезное на всем свете, и начать производить продукт специально для россиян? Чем они так отличаются, что для них нужно работать?

Это ж было уже! Ну, не совсем это и совсем не для россиян, скорее о сегментации. С начала российского вторжения в Донбасс в 2014 году заработали различные подкрепленные грантами волонтерские программы обмена. Жителей Донбасса, преимущественно с неоккупированных территорий и преимущественно школьников всех возрастов, хотя и взрослых тоже, целенаправленно возили на Западную Украину. То ли на летние каникулы, то ли на Рождество, чтобы "русские" смотрели и учились, как правильно жить и праздновать. Так же и жителей западных регионов, хотя и киевские команды тоже, адресно возили на Донбасс с просветительскими миссиями. Но почему бы черкащанам не поехать по такому принципу на Подолье, а полищукам - на Полтавщину или Буковину?

Выделение определенного сообщества, в частности регонального, из общего контекста страны, а в более широком смысле - хотя бы столь желанной для нас Европы, к общему знаменателю не привело, общих ценностей не прибавило и не вывело формулы понимания, какой именно массовый патриотический продукт нужен не какой-то части Украины, а гражданам в целом. Между тем, у государства-агрессора с таким пониманием, как видите, проблем не было, нет, и не будет.

Объяснение этому - не в особенностях диктатуры и демократии. Когда авторитарные режимы выключают мозг и воспитывают автоматически согласных с генеральной линией партии, а демократии - постоянные дискуссии и т.д., тем более сложными становятся способы договоренностей и консенсусов. А прежде всего - в ощущениях того, какое зрелище предлагать здесь и теперь тем, кто, несмотря на войну, в нем нуждается. Какие истории каждый день нужно рассказывать и при этом не бояться обвинений в том, что здесь, здесь и здесь мы копируем российские пропагандистские методички.

...десять лет назад украинское кино и сериалы имели небольшое окно возможностей производить продукт, который впоследствии обесценили словом "патриотический". Именно так, обесценили

С начала российского вторжения десять лет назад украинское кино и сериалы имели небольшое окно возможностей производить продукт, который впоследствии обесценили словом "патриотический". Именно так, обесценили. По такой же схеме обесцененные значения уже получили слова "мощный" и "несокрушимый". Ну и фотосессии в вышиванках разного фасона, которыми иллюстрируют публикации об очередных разоблаченных коррупционерах-взяточниках. На подсознательном уровне закладывается: вот напялил ты вышиванку - значит, рыло в пуху.

По аналогии, "патриотическим" на разных площадках стали именовать фильмы и сериалы иного качества, чем фильмы для фестивальных аудиторий. Причем снималось много и разного, качество в основном оставляло желать лучшего. Однако под увеличительным стеклом оказывались те ленты, в которых даже не на первом, а на втором плане появлялись военные персонажи, фоном упоминалась АТО и речь шла о недавней украинской истории в контексте противостояния украинцев и россиян, украинского и российского. Их, независимо от качества, клеймили "патриотизмом", все оптом именовали спекулятивными и тем самым маргинализировали.

То, что в России поставлено на поток и успешно работает в пользу их агрессии против Украины и в целом демократии, в Украине определено маргинальным, принципиально неуспешным и вообще таким, от чего аудиторию - по чьему решению - триггерит

Еще раз. То, что в России поставлено на поток и успешно работает в пользу их агрессии против Украины и в целом демократии, в Украине определено маргинальным, принципиально неуспешным и вообще таким, от чего аудиторию - по чьему решению - триггерит. После 2018 года окно, через которое заходил ветер патриотических, без кавычек, изменений, было закрыто. Как менеджментом частных медиагрупп, так и на высшем государственном уровне. Патриотические проекты отклонялись сразу. Существовало негласное предписание сосредоточиться на комедиях.

Новый шанс украинский патриотический кинотелепродукт получил уже со второй половины 2022-го. Сначала за частные и иногда копродукционные средства, а в 2023 году - и за государственные, запустились длинные и короткие сериалы на военную тематику. Среди них немало героических, пафосных, откровенно слабеньких и заметных даже не специалистам крошечных бюджетов. Однако важно, что ставка делается не на российскую аудиторию, которую нужно перевоспитать и простить, и не на западную, которая предлагает в разы более качественный контент из-за наличия индустриальных мощностей продолжительности традиций. Это еще одна попытка перехода из количества в качество и работы только с внутренней аудиторией. Ведь пора наконец понять: в России более широкая аудитория по периметру поребрика есть - а у Украины нет.

...кино и сериалы о том, как украинцы борются и побеждают, постепенно замещают так называемые "иронические комедии". Оказывается, на них, по чьим-то выводам, есть спрос


И сейчас окно возможностей закрывается гораздо быстрее, чем в первый раз. Если тогда продержалось с 2015 по 2018 год включительно, то сейчас есть опасения, что в следующем году патриотическая линейка свернется. Нет, производство постепенно развивается и даже бюджеты ненамного, но растут. Просто кино и сериалы о том, как украинцы борются и побеждают, постепенно замещают так называемые "иронические комедии". Оказывается, на них, по чьим-то выводам, есть спрос. Ладно, пусть по сюжетам таких комедий украинцы, от мала до велика, от фронта к тылу, обнаруживали российскую агентуру и в целом высмеивали врага. Нет, фокус в том, что военная тема снова должна исчезнуть. Желательно не упоминаться даже на фоне. Людей раздражает, они устали.

Комедия - самый сложный жанр. Патриотическую историю можно испортить пафосом, но можно спасти контекстом. Комедию не спасет ничего, ведь юмор, как и ирония - очень индивидуальное восприятие. Когда Лесь Подервянский, которого пригласили в жюри фестиваля юмора на Закарпатье, говорил мне свои впечатления: "Хуже всего - это когда тебя старательно пытаются насмешить. Я не люблю, когда люди шутят. Хуже плохих шуток нет ничего". Не знаю, какого эксперта еще нужно процитировать для более полного понимания проблемы. Несмешной юмор нацию не объединит и не консолидирует. Недорогие патриотические сериалы - тоже. Однако у них все же больше шансов закрепить правильные смыслы. И если такое кино для России - усовершенствование собственных широких масс, Украина тоже должна думать о создании и усовершенствовании подобного оружия.

Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі