Нет кино - нет проблемы. Офис простых решений на марше

Урезание бюджета на культуру, запланированное на следующий год, особенно больно отразится на финансировании кинопроизводства. Может, власть прислушивалась к требованиям киноделов "деньги от кино - на дроны"? Вряд ли. Зачем убивать одну из самых мощных отраслей пропаганды во время войны?

Общее сокращение расходов на культуру, предусмотренное в бюджете-2025, уже возмутило неравнодушных граждан, пусть пока только в соцсетях. Хотя для государственного финансирования и в целом развития культурных институтов и сегментов, в нашей стране вопросы были и до полномасштабного российского вторжения, и до начала войны России с нами, и до Революции Достоинства. Однако сокращать такие расходы именно во время войны за идентичность - вряд ли мудро, особенно на фоне заявлений о создании новых, неповоротливых и бессодержательных министерств. То есть появления новых чиновничьих бюджетных вакансий.

Но существенное, почти в четыре раза, сокращение бюджета Госкино, стоит отдельного разговора. Почему? Потому что украинское кино и все, что связано с ним, в центре внимания небезразличных уже достаточно давно. Внимание это в большинстве своем прямо и косвенно скандальное.

Начнем с косвенной скандальности. Она базируется на реакции соцсетей, выводах критиков и многочисленных блоггеров и влогеров (авторов видеоконтента) относительно каждого нового украинского фильма. Реакция эта в большинстве своем негативная, а критика вместо анализа, которым критика и должна быть, ограничиваются критикой в ​​буквальном смысле этого слова. Мол, нанимали очередного говенца, еще и за государственные средства, провалились в прокате, себя не окупили, это вам не Голливуд и т.д.

...в 2018 году, в бюджет заложили на производство фильмов рекордные и невиданные на то время 508 миллионов гривен

Прямая скандальность базируется на обвинениях киноделов в злоупотреблениях и хищениях. А Госкино - в коррупции, лоббировании интересов отдельных лиц, продакшенов и медиагрупп. С приходом на должность главы Госкино Филиппа Ильенко в разы выросло финансирование отрасли, количество новых фильмов из года в год росло, а к концу его каденции, в 2018-м году, в бюджет заложили на производство фильмов рекордные и невиданные на то время 508 миллионов гривен. В киносообществе сумму называли проще - "польярда". Но вместе с тем с не меньшей периодичностью начали появляться публикации и телесюжеты, разоблачающие злоупотребления кинорабов.

Первым пунктом ставили завышение бюджетов, разность декларируемых расходов с реальной рыночной стоимостью услуг. На втором месте упоминали обычно пристрастный подход в оценке проектов, представлявшихся на государственных питчингах. И даже замена Филиппа Ильенко на Марину Кудерчук (последнюю назначили со скандалом, вылившимся в протестные акции киносообщества) подобных обвинений не сняла. То есть от замены составляющих результат не менялся.

...уже в бюджете-2024 заложили 634 с хвостиком миллиона гривен, даже больше упомянутых выше "полуярда"

Масштабное вторжение практически остановило кинопроизводство в Украине, и это понятно. Но уже через несколько месяцев киноделы начали оживать. Кроме документальных проектов, запускались в работу и художественные. Один из них - "Буча", и он единственный потянул за собой скандальный шлейф. Потому что другие, запущенные с нуля - "Оставайся онлайн", "Конотопская ведьма", "Крашанка", "Уроки толерантности" - подобного не спровоцировали. Потому что не брались за очевидно триггерную тему. Хотя первые два - тоже о российской оккупации Киевщины. И, что интересно, только "Уроки толерантности" имели государственную поддержку. Остальные ленты создавались за негосударственные средства. Однако уже в бюджете-2024 заложили 634 с хвостиком миллиона гривен, даже больше упомянутых выше "полуярда". Чем подтолкнули продюсеров, еще год назад обходившихся негосударственными деньгами, идти на питчинг и выигрывать значительно большие суммы.

Итак, на втором году масштабной войны бюджет смог найти средства на поддержку национального кинопроизводства. Но они и спровоцировали вышедший за пределы локального киносообщества скандал. Причем, по моей версии, именно этот скандал и стал причиной радикального сокращения потребностей отрасли с 634.7 до 204.1 миллиона. Из которых на зарплаты работникам Госкино уходит 30 миллионов, а на производство остается 173 миллиона. Что, по сути, равно нулю и маргинализирует и без того почти разрушенную отрасль.

Если коротко, произошло следующее. Решение о распределении средств на кино из бюджета-2024 должен принимать Совет по государственной поддержке кинематографии. Активная часть киносообщества, которую один мой собеседник окрестил "кинооппозицией", была недовольна этим составом Совета уже после его назначения. Киноотрасль, согласно многочисленным заявлениям кинохудожников, контролировалась непосредственно Офисом Президента и приоритеты были за теми, кто приближен лично к Андрею Ермаку.

Кто не знает, он также в прошлом продюсер и действующий член Европейской киноакадемии, а значит, киноотрасль ему не безразлична. Так же, как близкий ему принцип "чужие здесь не ходят", когда речь идет обо всем, включая кинопроизводство. Однако пока срок работы Совета не истек, не было юридических оснований обжаловать его деятельность. Но в 2023 году каденция подошла к концу - и Совет не переизбирают, оставляют при своем. То есть, именно этот Совет и отвечал за распределение рекордных бюджетных средств.

Кино всегда, с момента своего зарождения, являлось важнейшим инструментом популяризации актуальных для каждой страны смыслов

Хотя… не такие они рекордные. Ибо "полуярда" гривень в 2018 и 2024 годах - суть разные деньги, согласитесь. По нынешнему курсу доллара нынешняя сумма даже меньше, чем шесть лет назад. Но это деньги, которые позволяют кинохудожникам вернуться в профессию и делать кино для внутреннего и внешнего зрителя. Кино всегда, с момента своего зарождения, являлось важнейшим инструментом популяризации актуальных для каждой страны смыслов. А для воюющей Украины оно приравнивается к высокоточному оружию, и я не преувеличиваю.

Тем не менее, несколько десятков кинохудожников выступили и до сих пор выступают против финансирования производства кино. Причина: юридическая нелегитимность Совета, к которому было немало вопросов. Звучали призывы передать эти средства на нужды ВСУ, оформившееся в короткое: "Деньги из кино - на дроны!" Тем не менее, питчинг в этом году провели, победителей определили, но в то же время Верховный Суд признал Совет по государственной поддержке кинематографа нелегитимным. Поэтому он сложил полномочия, одобрение результатов питчинга подвесили к избранию нового Совета, однако оппозиция все равно требует не признавать его результаты. И если так произойдет - кино не будет. От слова совсем. Ни для кого.

Поэтому есть все основания моделировать следующую ситуацию. Новоизбранный Совет, вопрос к которому в кинооппозиции остался тем же, одобрит результаты питчинга и победители получат все. Но чтобы избежать повторения неудобной ситуации, затраты на кинопроизводство срезают почти до корня. Киноделы оказываются в положении даже хуже, чем по состоянию на 2010 год. Когда в поддержку кинопроизводства в бюджет заложили около 90 миллионов гривен. Однако, если рассматривать сумму в долларовом эквиваленте, нынешние запланированные 204.1 миллиона почти втрое меньше, чем тогда.

Ехидные замечания типа "так вам и надо, хватит снимать халтуру на средства налогоплательщиков, хватит присасываться к бюджету, хватит ыирить деньги по карманам, учитесь искать деньги на кино где-нибудь еще" на самом деле очень напоминают воплощение пролетарской ненависти к буржуям-кровопийцам. Или танцы сельских люмпенов во дворе панского имения, сожженного ими собственноручно. Не знаю, как долго нужно объяснять, что да, недавно с распределением средств на кино действительно было не всегда все в порядке, и это есть в каждой сфере, где присутствуют бюджетные средства - но в следующем году кино не будет ни для кого. И нужно ли тратить время на подобные объяснения.

Кому станет лучше того, что кино, особенно для массового зрителя, не будет - понятия не имею. Но факт, что проблемную отрасль решено убить и тем самым избавиться от проблемы - очевиден

Кому станет лучше того, что кино, особенно для массового зрителя, не будет - понятия не имею. Но факт, что проблемную отрасль решено убить и тем самым избавиться от проблемы - очевиден. Иначе не объяснить немалые средства, выделенные в прошлом, когда война так же никуда не делась, и радикальное урезание данной статьи расходов на следующий год.

Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі