Ольга Кошарная
Независимый эксперт по вопросам ядерной энергетики и безопасности
18.06.2024

Отбор в Наблюдательный Совет "Энергоатома" - праздник растрат и некомпетентности?

НАЭК "Энергоатом" регулярно снабжает скандальными новостями - безумно завышенные цены, оплата фиктивных услуг для оккупированной ЗАЭС, спорные строительства. Следовало ли ожидать прозрачности и профессионализма при отборе Наблюдательного Совета ГП?

Придерживается ли Украина руководящих принципов корпоративного управления государственными предприятиями OECD? 17 июня 2024 года на заседании Комитета ВР по вопросам энергетики и ЖКУ министр энергетики Украины Герман Галущенко сообщил, что процесс отбора независимых кандидатов в Наблюдательный Совет АО НАЭК Энергоатом завершен, и номинационный комитет при Минэкономики на днях официальным письмом направит в КМ.

Имеется документ Организации экономического сотрудничества и развития "РУКОВОДИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОЭСР ПО КОРПОРАТИВНОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ". Они содержат рекомендации органам государственного управления по обеспечению эффективного, прозрачного и ответственного функционирования предприятий государственной формы собственности (ГП). Это согласованный на международном уровне стандарт для органов государственной власти, как выполнить функцию государства как собственника и избежать ошибок и пассивного отношения собственника, а также чрезмерного вмешательства государства. В нем, в частности, написано:

Независимые члены Наблюдательного совета ГП, где это применимо, должны быть свободны от любых материальных интересов или отношений с предприятием, его руководителями, другими крупными акционерами... чтобы не ставить под угрозу свое независимое суждение

"D. Независимые члены Наблюдательного совета ГП, где это применимо, должны быть свободны от любых материальных интересов или отношений с предприятием, его руководителями, другими крупными акционерами и с организацией-собственником, чтобы не ставить под угрозу свое независимое суждение.

E. Необходимо внедрить механизмы избегания конфликтов интересов, поскольку конфликты интересов будут мешать объективности выполнения членами Наблюдательного совета ГП их членских обязанностей, а также необходимо ограничить политическое вмешательство в процессы функционирования Наблюдательного совета."

Рассмотрим, были ли соблюдены эти принципы при отборе кандидатов на члены НР НАЭК Энергоатом.

6 октября 2023 года Кабинет Министров Украины (КМУ) рекомендовал АО "НАЭК "ЭнергоАтом" привлечь профессионального консультанта по подбору персонала для проведения конкурсного отбора в Наблюдательный совет АО "НАЭК "ЭнергоАтом". Указанная рекомендация носила абсолютно логичный характер, в полном соответствии с Постановлениями КМУ №142 и №777, а также исходя из того факта, что Кабинет Министров Украины является органом управления АО "НАЭК "ЭнергоАтом".

Цена была определена ключевым квалификационным критерием, при этом избран был кандидат с наибольшим ценовым предложением и наименьшим опытом

1 ноября АО "НАЭК "ЭнергоАтом" объявило о проведении тендера на закупку "Услуг по поиску и отбору претендентов на должности независимых членов наблюдательного совета" (идентификатор тендера UA-2023-11-01-012733-a). После анализа процедуры тендерного отбора к нему возник ряд замечаний: 1. Отсутствие требований о наличии экспертности в сфере атомной энергетики; 2. Цена была определена ключевым квалификационным критерием, при этом избран был кандидат с наибольшим ценовым предложением и наименьшим опытом; 3. Отсутствие объективно проверенных критериев для оценки качества предоставляемой услуги.

29 ноября 2023 года АО "НАЭК "ЭнергоАтом" сообщило Министерству экономики Украины о подписании договора с победителем тендера ООО "Экзекьютов Серч Юкрейн" (ЕГРПОУ 39766020).

Относительно непосредственно проведения конкурса в Наблюдательный Совет возникли замечания следующего характера:

1. Непрозрачность критериев отбора независимых членов Наблюдательного совета;

2. Отсутствие надлежащих объяснений причин присвоения тем или иным участникам конкурсного отбора конкурсных баллов;

3. Договор между АО НАЭК ЭнергоАтом и ООО Экзекьютов Серч Юкрейн предоставляет абсолютный контроль АО НАЭК ЭнергоАтом за процедурой конкурсного отбора.

Кроме этого, существенными и показательными являются следующие факты:

1. ООО "Экзкьютив Серч Юкрейн" не размещается по месту регистрации юридического лица, указанному в ЕГПРОУ;

2. ООО "Экзкьютив Серч Юкрейн" скрывает информацию о своих контактных данных и фактическом местонахождении. Кроме этого АО "НАЭК "ЭнергоАтом" также утверждает об отсутствии у него информации о фактическом местонахождении ООО "Экзекьютив Серч Юкрейн";

3. ООО "Экзекьютив Серч Юкрейн" уклоняется от получения запросов, направляемых по разным каналам, с просьбой предоставить информацию, связанную с проведением конкурса на позиции независимых членов Наблюдательного Совета АО "НАЭК "ЭнергоАтом".

...одно из крупнейших государственных акционерных обществ может быть "де-факто" приватизировано группой известных лиц

По итогам уже полученной и проанализированной информации существует высокая вероятность того, что процесс конкурсного отбора фактически координируется менеджментом АО "НАЭК "ЭнергоАтом", что, вероятно, направлено на то, чтобы сформированный Наблюдательный совет АО "НАЭК "ЭнергоАтом" был подконтролен текущему менеджменту. Это означает, что одно из крупнейших государственных акционерных обществ может быть де-факто приватизировано группой известных лиц. Кроме того, указанная ситуация может повлечь за собой дискредитацию самого процесса корпоратизации государственных предприятий, ведь вместо повышения эффективности его работы - будет происходить его фактический переход под контроль отдельных групп частных лиц и/или должностных лиц компании. Таким образом возникает риск формированию нового поколения т.н. "красных директоров". Это, безусловно, нанесет ущерб государственным интересам, в частности, стратегическим целям Украины - и, среди прочего, процессу вступления в Европейский Союз.

Отдельным риском следует выделить потенциальную причину убытков доходной части государственного бюджета Украины, поскольку именно государство является собственником предприятия и заинтересовано в повышении эффективности его работы, а также увеличении объема прибыли. На сегодняшний день у государства в лице КМУ (как органа управления АО "НАЭК "ЭнергоАтом") существуют механизмы контроля за предприятием, а также возможность принимать кадровые решения. Проведение корпоратизации таким образом, как она происходит сейчас, приведет не только к потере этого инструмента контроля, но и не обеспечит рост эффективности работы предприятия.

В контексте текущей ситуации, связанной с АО "НАЭК "ЭнергоАтом", кроме вопросов, связанных с конкурсом на места независимых членов Наблюдательного Совета, а также самого процесса его корпоратизации, требуют особого внимания следующие вопросы, связанные с деятельностью АО " НАЭК "ЭнергоАтом", а также состояние атомной энергетики в целом:

1. Скоординированность действий (или бездействия) Государственной инспекции ядерного регулирования Украины и АО "НАЭК "ЭнергоАтом", что противоречит самой сущности ядерного регулирования (в частности, действия в контексте оккупации Запорожской и Чернобыльской АЭС);

2. Проблемы, связанные с закупками, проводимыми АО "НАЭК "ЭнергоАтом", в частности: выписка требований под конкретных поставщиков, завышение цен, закупки заведомо ненужных товаров и услуг, проведение фиктивных закупок;

3. Хищение, связанное с использованием помощи от международных доноров;

4. Инициирование экономически нецелесообразных, но ресурсно затратных проектов;

5. Инициирование заведомо невозможных в реализации проектов.

Поскольку указанная компания-консультант по подбору персонала для проведения конкурсного отбора в Наблюдательный совет принимала участие и подписывала договоры на оплату своих услуг со всеми государственными украинскими компаниями, для которых она должна была отбирать кандидатов на независимых членов Наблюдательных Советов (НЭК Укрэнерго, ОГТС, Укрзализныця, " Украинские распределительные сети" и т.д.), это свидетельствует однозначно о наличии конфликта интересов у рекрутинговой компании и существовании влияния менеджмента госкомпаний на отбор "независимых" кандидатов.

Для исключения этого влияния, КМУ необходимо иметь соответствующий Фонд для оплаты услуг рекрутинговых компаний для отбора независимых кандидатов в Наблюдательные Советы предприятий. А пока, при функционирующей системе, доверия общества и правительства к "независимым членам" обоснованно не может быть в принципе.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі