Игнорирование фактов коррупции и не только. Что не так с отбором в Верховный суд?
Подавалось все это в очень красивой обертке, в которую, к сожалению, поверили по большей части как здесь, так и за рубежом. А всех тех, кто кричал о нарушениях, записали в неконструктивных расшатывателей будки
Вижу в связи с последними событиями в Верховном Суде распространение очень опасного нарратива о том, что "конкурсы не оправдали ожиданий" и нужно в отборе судей "что-то кардинально менять".
Нет, друзья. ПЛОХИЕ конкурсы не оправдали ЧРЕЗМЕРНО ВЫСОКИХ от них ожиданий - вот так должно звучать это предложение. Вот тогда все станет на свои места - и с постановкой проблемы, и с решениями.
Потому что есть куча конкурсов, где все прошло достойно - те же НАБУ, САП, ВАКС, ВККС. И соответствующий результат есть. А есть отбор в Верховный Суд, где имелся целый булшит роял флеш:
- непонятные критерии отбора;
- непрозрачное оценивание;
- изменение правил подсчета голосов под конкретных кандидатов;
- игнорирование вопиющих фактов коррупции и недобропорядочности, выявленных общественностью;
- комиссия состояла из статистов, а результаты ей фактически "спустили с горы".
Но подавалось все это в очень красивой обертке, в которую, к сожалению, поверили по большей части как здесь, так и за рубежом. А всех тех, кто кричал о нарушениях, записали в неконструктивных расшатывателей будки.
Конкурсы должны быть настоящими. И содержать предохранители от постоянных попыток их сломать
Теперь пожинаем плоды. Но вместо работы над ошибками нашли нового виновного - саму идею конкурсного отбора. Но нет других действенных механизмов занятия судейских (и других важных) должностей кроме конкурсных. Особенно в нашей ситуации.
Просто эти конкурсы должны быть настоящими. И содержать предохранители от постоянных попыток их сломать.
Максимальная прозрачность. Независимые эксперты в комиссиях. Общественный контроль и внимание прессы. А еще - действенная система фидбека и корректировки поведения/очищения (потому что ни один конкурс не даст 100% гарантии, что человек не передумает и не скурвится/не поддастся влиянию потом). Иными словами - мониторинг, дисциплинарная ответственность, антикоррупционные меры.
Да, это сложно и это много работы. Но только тогда есть шанс, что результат будет удовлетворительным. А простые решения сложных проблем - как правило, ошибочны.
Комментарии