Бахмут: ВСУ понемногу возвращают себе инициативу
Кроме этого, новости с фронта нельзя назвать утешительными
Сегодня будет относительно краткий отчет – чисто чтобы охватить разнообразные "новости" (если их можно так назвать) и отреагировать на определенные комментарии.
Воздушная война
Некоторые военные комментаторы в Украине задаются вопросом: почему я пишу о том, что Украина потеряла много бортов и почти исчерпала запасы ракет класса "земля-воздух" (ПВО), а также о том, что она "рискует потерять доминирование в своем воздушном пространстве".
Прежде всего: несложно проверить мои предыдущие сообщения, чтобы понять: на самом деле я не высказывал большинства этих мнений. Да, я вспоминал и комментировал потери ВС ВСУ, но точно не в таком ключе, как приведено выше. На самом деле, об исчерпании запасов (где-то в это время, в апреле 2023 года) ракет класса "земля-воздух" (в частности, к системам Бук М1) свидетельствуют "утечки из Пентагона".
Если же говорить о потере Украиной преимущества в своем воздушном пространстве… здесь, на самом деле, все само собой разумеется, или очевидно – разве что вы задобрите свои выводы долей чрезмерного патриотизма.
Как уже говорилось в одном из моих повседневных отчетов, опубликованных в марте или апреле этого года, доминирование в воздушном пространстве – чисто пропорция, в которой стороны конфликта контролируют воздух. По сути, есть три уровня (и соответствующие "противоуровни"):
– паритет в воздухе = ни одна из сторон не имеет преимущества (т.е. если одна сторона имеет паритет в воздухе, то и другая его тоже имеет);
– преимущество в воздухе = одна из сторон способна помешать другой пользоваться воздушным пространством, однако не способна полностью заблокировать его использование противником (т.е. одна сторона имеет преимущество, другая имеет ограниченные возможности);
– доминирование в воздухе = одна из сторон полностью контролирует воздушное пространство, а другая – совсем не способна оперировать в нем (т.е. одна сторона доминирует в воздухе, другая не способна в нем работать).
Сухой факт заключается в том (хотя это и больно прозвучит для многих украинцев), что как бы Воздушные силы ВСУ ни пытались, но все же так и не смогли получить преимущество в воздухе над ВКС РФ
Сухой факт заключается в том (хоть это и больно прозвучит для многих украинцев), что как бы ВС ВСУ ни пытались, но все же так и не смогли получить "по крайней мере" преимущество в воздухе над ВКС РФ – хоть над территорией Украины, хоть над линией фронта, хоть над Россией.
Пытаясь помешать ВКС РФ доминировать в воздухе в первые несколько дней войны, украинцы потеряли много самолетов и пилотов. Далее, в конце марта 2022 года, обе стороны усилили свои интегрированные системы ПВО вдоль линии фронта и битва за доминирование в воздухе была завершена.
С тех пор (после первой половины марта 2022 года) ВКС РФ даже не предпринимали попыток получить доминирование в воздухе на ограниченных участках линии фронта.
ВС ВСУ – на расстоянии световых лет от того, чтобы предпринять попытки такого пошиба. Они банально не имеют для этого средств.
К чему я веду: с тех пор благодаря сочетанию (подчеркиваю: "сочетанию", потому что нет одной-единственной системы вооружения, которая доминирует в воздухе между Россией и Украиной на этой войне) таких средств, как электронная борьба, БПЛА, ударные дроны, высокоточные боеприпасы , артиллерия и противорадарные ракеты воздушного базирования, ВКС РФ удалось удержать способность к временному превосходству над отдельными участками фронта.
Что еще важнее: где-то с середины марта кажется, что они способны делать это все чаще. ВС ВСУ не могут этого сделать. Это означает: УКС имеют "по крайней мере локальное и временное преимущество в воздухе". И наоборот, ВКС могут постоянно препятствовать использованию воздушного пространства ВС ВСУ, даже если не могут полностью прекратить их деятельность (особенно по линии фронта).
Не нравится? То, что вам не нравятся мои выводы, не означает, что я ошибаюсь.
Факт в том, что в течение нескольких минувших дней ВКС продолжают бомбардировать избранные позиции ВСУ авиабомбами УМПК [унифицированный набор модулей планирования и коррекции – оборудование, позволяющее превратить "тупую" авиабомбу для неконтролируемого сброса в боеприпас с системой наведения. – перев.] и другими похожими бомбами. Собственно, недавние сообщения из России свидетельствуют, что ВКС адаптировали системы наведения и крыла к объемно детонирующим авиабомбам ОГАБ-500ПМ. Не менее важно: кроме Авдеевки и других участков фронта, упомянутых ранее, теперь ВКС могут проводить такие бомбардировки под Бахмутом.
Битва за Донбасс
Бахмут... И 3-я штурмовая бригада, и 93-я механизированная бригада ВСУ сообщают, что сейчас в Бахмуте "совсем нет вагнеровцев". Тем временем Герасимов ввел в город еще одну "свежую" дивизию: 20-ю мотострелковую. Источники в ВСУ утверждают, что это подразделение, а также 98-я подкрепляемая им бригада ВДВ – это хорошо обученные солдаты, которые разработали разумную тактику и (цитата) "не являются самоубийцами".
Россияне де-факто перестали атаковать. Им не хватает артиллерийской мощи классических русских механизированных формирований
При этом россияне де-факто перестали атаковать. Им не хватает артиллерийской мощи классических русских механизированных формирований. Очевидно, и 20-я мотострелковая, и все подразделения ВДВ, которые присылали в Бахмут как ее подкрепление, относятся к числу этих "новейших мобик-формирований": много "тяжелой пехоты", зато уменьшен компонент артиллерии.
Впрочем, в ВДВ и ВС РФ есть немало артиллерийских установок вокруг города, из которых можно практически все время обстреливать линии украинской обороны. Но в отсутствие активных атак ВСУ понемногу возвращают себе инициативу. И по-другому ведут себя в бою: мобики ВДВ упорно обороняются, но когда отступают, никто не стреляет им в спину. При необходимости они могут отойти спокойно.
Перевод: Николай Ковальчук, Антон Шигимага, Антонина Ящук
Редакция: Ростислав Семкив
Комментарии