Магическое шоу плюгавого деда. Почему россияне не протестуют?
Ответ на этот вопрос можно поискать в Германии, которая когда-то обожала своего фюрера
Очень много материалов и интереса появилось на тему денацификации немцев после Второй мировой, разделения и превращения в гуманных и демократических.
Но мне более интересен способ их нацификации, то есть как такая огромная страна добровольно оказалась в кошмаре, созданном Гитлером и Третьим райхом. Ведь развеивание тумана всегда быстро под лучами солнца, а вот его напускание – медленное и долгое.
Мы лишены возможности увидеть это глазами жителей тогдашней Германии, потому что видели нацистских преступников уже развенчанным и сброшенными с пьедестала. Видели, как они снимали свои стильные военные униформы, сшитые Хуго Боссом, и превращались в обычных людей, а их флер всесильных развеивался. Как они сидели в гражданских костюмах на Нюрнбергском процессе в темных очках, как крысы, изгнанные из нор, или бежали по чужим странам в надежде спрятаться под вымышленными именами. Как напыщенные руководители СС или концлагерей становились жалкими. Военные еще как-то держали марку, а вот политические все быстро сдувались, скукоживались и меркли. Мы видели, что Геринг ничтожен, а Айхман – пожилой и лысоватый дядька. Видели смертельные гримасы снятых с петли.
Мы не можем сейчас воспринимать Гитлера всерьез, после его жалкого финала. Но тогда для Германии все было совсем не так
Мы не можем сейчас воспринимать Гитлера всерьез, после стольких мемов и его жалкого финала. Мы увидели, что он немного нездоровый дядюшка, параноидальный и ничем не примечательный. Но тогда для Германии все было совсем не так. И для мира тоже. Никогда не забуду фото Гитлера в Париже после того, как его войска триумфально захватили Францию. Париж считался тогда главным городом мира, столицей цивилизации. Это уже потом Лондон и Нью-Йорк отобрали этот титул и отодвинули Париж на третье место. Но тогда Париж был всем, местом жизни потрясающе знаменитых писателей, поэтов и художников, а сам Адольф, как известно, тоже иногда подрисовывал. И вот ты стоишь перед Эйфелевой башней, и весь город принадлежит тебе. Ты просто заходишь в Лувр и берешь себе оттуда все, что захочешь. Хочешь – Джоконду, хочешь – Родена. Вся, бляха, тысячелетняя человеческая культура принадлежит тебе, и ты решаешь, что с ней будет.
Я не знаю, как безграничная власть одного человека действует на остальных людей и какие механизмы покорения при этом включаются. Но эти механизмы позволили всей Германии обожать своего фюрера, даже подросткам из гитлерюгенда, которые в 1944 году бросались на вражеские танки ради фатерлянда и фюрера, которых они не разделяли.
Гитлер вместе с целой командой поддержки создал для Германии магическое шоу, в котором приняла участие вся страна. С маршами, многотысячными катарсическими митингами и речами, с символикой и айдентикой. С тотальным контролем медиа и пропагандой высочайшего качества. С жестоким наказанием внутренних врагов. После неудачного покушения на Гитлера в 1944 году, чтобы остановить войну и окончательный разгром Германии, было расстреляно около пяти тысяч человек и арестовано еще семь тысяч. Представляете масштаб контроля страны?
Вполне вероятно, что когда-то все будут смотреть на старого плюгового старичка в помятом костюме и удивляться, почему весь мир его боялся
Осознавая это, я и не очень удивляюсь отсутствию протестов в России. Вчера смотрел сюжеты о студентке, которую ее вуз сдал за репост публикации в Инстаграм. Девушку арестовали, и она сбежала в Литву. И о 12-летней девочке, которая в школе нарисовала рисунок в поддержку Украины, и учителя доложили куда следует. Так девочку забрали в приют, а ее отца арестовали. За детский рисунок. Чего ждать при таких условиях? По всей вероятности, когда-то потом все будут смотреть на старого плюгавого старичка в помятом костюме и удивляться, почему весь мир его боялся, а россияне терпели то, что он с ними творил. Но сейчас он все еще их фюрер, и они все еще горячо верят, что их страна убер аллес.
Комментарии