"Не портите мальчикам жизнь". Почему нельзя прощать насильникам
Готовы ли мы жить в обществе, которое не желает защитить пострадавших?
Я уверен, что вы уже слышали историю об изнасиловании 14-летней девушки на Закарпатье. Трое подростков изнасиловали школьницу, а сам процесс сняли на телефон и распространили видео среди учеников школы, где она училась. Прецедент произошел в августе 2021 года. О преступлении родные девочки узнали не сразу, поскольку она скрывала его из-за стыда.
Немного о деталях преступления: по словам школьницы, она дружила с ребятами. Когда один из них позвал ее в подвал, она пошла добровольно. А уже там ее ударили, держали, насиловали и снимали на телефон, после чего распространили видео. То есть вполне можем предположить, что преступление было спланировано, а поведение ребят после преступления, мягко говоря, дерзко и самоуверенно.
Огласку эта история получила недавно, потому что насильников, по причине несовершеннолетнего возраста, суд освободил от отбывания наказания, назначив взамен испытательный срок на два года. И, собственно, цитата из приговора: "Орган пробации считает, что исправление несовершеннолетнего без лишения свободы или ограничения свободы на определенный срок возможно и не представляет высокой опасности для общества".
Как человеку с психологическим образованием, мне несколько странным кажется, что подростки, которые планировали и реализовали жестокое преступление, "не представляют опасности"
В этой ситуации меня интересует следующее: был ли у пострадавшей адвокат и насколько беспристрастны были следователи, учитывая, что все это происходило в небольшом городке? Я не знаю нюансов дела и никого не могу винить в непрофессионализме. Но как человеку с психологическим образованием, мне несколько странно кажется, что подростки, которые планировали и реализовали жестокое преступление, "не представляют опасности".
Действительно ли в хороших семьях случайно растут насильники?
В частности, "безопасными" для общества ребят считают, потому что родители заверили, что их дети вежливы, а в семье все спокойно и благополучно. И здесь следует обратить внимание на психологический феномен – эффект знакомства. Он состоит в человеческой склонности симпатизировать тем, с кем мы знакомы. Что уж говорить о родителях, которым обычно их дети кажутся идеальными. К тому же наказание ребенка часто воспринимается родителями как их личное наказание за плохое воспитание. Потому неудивительно, что родные защищают своих детей. Другой вопрос – насколько их аргументы соответствуют действительности.
А теперь касательно образцовости семей преступников. Я не имею права и не могу делать выводы, поскольку не знаком лично с родителями, но сам факт того, что их дети спланировали и цинично пошли на преступление, достаточно показателен.
"Не портите мальчикам жизнь, они усвоили ошибку"
Защитники ребят в этой ситуации оперируют именно таким аргументом: мол, они все поняли и не стоит им портить жизнь, или если они будут отбывать наказание в колонии, то точно "выйдут преступниками". У меня возникает другой вопрос: а сейчас они не преступники? И насколько мы готовы жить в обществе, которое прощает преступление, не может и не хочет защитить пострадавших?
"Спасать жизнь преступников" за счет жизни других людей – не слишком ли велика цена?
Да, исправительная колония – не гарант исправления поведения преступника, и рецидивы действительно есть. В 2020 году уровень рецидива в Украине составил более 30%. А теперь представим, если государство будет снисходительным ко всем преступникам из-за их возраста, хороших отзывов родителей и покаяния и будет просто всем предоставлять испытательный срок. "Спасать жизнь преступников" за счет жизни других людей – не слишком ли велика цена? Безнаказанность развращает, и об этом следует помнить. За преступлением должно следовать неизбежное наказание.
Стыдно должно быть преступнику
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), примерно одна из трех женщин испытывает сексуальное домогательство в течение своей жизни. Только 10% женщин обращаются в соответствующие структуры с заявлением об изнасиловании, что фактически делает невозможным корректную статистику пострадавших.
Такая ситуация катастрофическая. Пока в обществе допустимые нарративы "не все так однозначно, жертва тоже виновата", мы не сможем обеспечить безопасность себе и близким. Пока государственные органы позволяют парням, уже достаточно взрослым и имеющим сознание, избегать наказания за организованное преступление – мы не сможем доверять им.
Осветить это дело, довести его до конца – значит показать, что мы являемся людьми, которые ценят человеческую жизнь и достоинство
Эта история – прецедент и возможность каждому из нас внести свой вклад в формирование здорового и цивилизованного общества. Осветить это дело, довести его до конца – значит показать, что мы высокообразованные люди, которые ценят человеческую жизнь и достоинство. Наказать виновных – важный шаг, который поможет отстоять право на безопасность каждого из нас. Ибо стыдно должно быть преступнику.
А государственным представителям следует помнить, что государство состоит из общества, и в первую очередь они должны защищать его права и свободы. Если кто-то решил пренебрегать этим правилом – мы не будем молчать и можем влиять на этот процесс. У нас такая сила.